Распечатать
  1. Введение
  2. Описание состязания
  3. Правила
  4. Подсчет баллов
  5. Пример выполнения задания
  6. Поле состязания в 3D
  7. Спецификация поля I
  8. Спецификация поля II
  9. Спецификация поля III
  10. Спецификация реквизитов состязания
  11. Спецификация «таймера наличия кислорода»
  12. Спецификация цветов
  13. Приложение А
  14. FAQ

Введение

Тема WRO 2015 года «Роботы-исследователи» предлагает участникам создать роботов, способных получать данные и исследовать различные окружающие условия, которые даже могут быть опасны для человека.
Состязание младшей возрастной группы основной категории этого года называется «Ловля жемчуга». Оно ставит перед участниками задачу построить робота, который может нырять на дно моря и исследовать его с целью найти жемчуг. На каждое погружение отводится только 30 секунд, по прошествии которых роботу нужно вынырнуть на поверхность, чтобы набрать воздух.

Описание состязания

Робот начинает выполнять задание из Стартовой зоны (Большая зеленая секция). Робот должен «нырнуть в воду» и и определить количество найденных жемчужин, посредством взаимодействия с цветными кубиками, расположенными на дне. После чего, в Больших цветных секциях он должен выгрузить шарики для пинг-понга, обозначающие жемчужины. На каждый «нырок в воду» роботу дается 30 секунд. Робот должен завершить задание в Большой красной секции.

WRO11

Цветные кубики

Правила

  1. Перед началом раунда, когда все роботы сданы в карантин, в непрозрачный мешок помещаются цветные карточки. Буквы на каждой карточке соответствует цвету кубика.


    Судья (или выбранный им участник соревнований) последовательно достаёт из мешка карточки одна за другой и выкладывает их в ряд согласно следующему условию: общее число выложенных карточек не должно быть больше 9, количество кружочков на выложенных карточках не должно быть больше 12; если во время выкладывания карточек количество кружочков становится 12, а общее количество карточек меньше 9, то дальнейшее выемка карточек прекращается, и судья докладывает на стол, то количество карточек с буквой «С», какое необходимо, чтобы на столе оказалось 9 карточек. Полученный набор карточек определяет количество и цвета кубиков, использующихся в данном раунде. Теперь в непрозрачный мешок помещется необходимое количество кубиков каждого цвета, после чего судьей (или выбранным им участником соревнований) они достаются один за другим и выкладываются по одному в каждую из малых цветных зон. Получившийся вариант расстановки кубиков будет использоваться для попыток всех роботов текущего раунда. Для следующего раунда будет произведена новая жеребьевка.
  2. До начала времени карантина в робота должно быть загружено 12 шариков для пинг-понга.
  3. Робот должен начинать выполнение задания из Стартовой зоны (Большая зеленая секция), и финишировать в Большой красной секции.
  4. Перед началом выполнения задания робот устанавливается в Стартовой зоне. Проекция робота не должна выходить за Большую зеленую секцию. Одной из своей частей робот должен касаться боковой части задней стенки Большой зеленой секции

    WRO14.png


  5. После сигнала для запуска робота, судья запустит секундомер. Как только робот какой-либо частью перестанет касаться боковой части задней стенки, судья запустит «таймер наличия кислорода».
  6. Задача робота – «нырнуть в воду» и определить количество «жемчужин», обнаруженных в каждой из трех цветных зон. Робот должен определить количество «жемчужин», которое задается цветом кубика. Каждая найденная «жемчужина» соответствует одному шарику для пинг-понга. Общее количество «жемчужин», найденных в цветной зоне, определяет итоговое количество шариков для пинг-понга, которое робот должен выложить в большой цветной секции, соответствующей этой зоне.
  7. Цвет каждого кубика из деталей LEGO означает следующее число жемчужин:
    • Синий Кубик = 0 жемчужин
    • Зеленый Кубик = 1 жемчужина
    • Желтый Кубик = 2 жемчужины
    • Красный Кубик = 3 жемчужины
  8. Цветные кубики из деталей LEGO должны быть сдвинуты в малую цветную зачетную зону за белым квадратом, где был найден данный блок.


  9. Каждые тридцать секунд робот должен касаться боковой части задней стенки для обнуления «таймера наличия кислорода». Если «таймер наличия кислорода» истекает до того, как робот коснется задней стенки, то попытка немедленно заканчивается, и в качестве времени этой попытки записывается 120 секунд.
  10. Попытка будет завершена и время остановлено в следующих случаях:
    • Робот успешно набрал все возможные баллы и остановился в Большой красной секции.
    • Если любой член команды прикоснулся к роботу или к любому объекту на игровом поле после старта попытки.
    • Истекают 30 секунд таймера наличия кислорода. (у робота закончился воздух).
    • По истечении времени, отведенного на попытку (2 минуты).
    • По решению судьи.

Подсчет баллов

  1. Набранные роботом очки будут подсчитываться только после завершения попытки (после остановки времени.
  2. Каждый цветной кубик из деталей LEGO, сдвинутый в малую цветную зону, как показано ниже = 5 баллов.


  3. За каждую большую цветную секцию, в которой находится верное количество шариков для пинг-понга, = 15 баллов.
  4. За каждую большую цветную секцию, в которой находится верное количество шариков для пинг-понга, = 15 баллов.
  5. Максимальное количество баллов = 100, в том числе:
    • 45 баллов (9 кубиков из деталей LEGO, сдвинутых в свои зачетные зоны, × 5 баллов);
    • 5 баллов (3 больших цветных секций с верным количеством шариков для пинг-понга × 15 баллов);
    • 10 баллов (робот финиширует в большой красной секции).

Пример выполнения задания


Внимание: в видеоролике используется поле прошлой версии!

Поле состязания в 3D

game_table_in_3d.png

Спецификация поля I

table_specifications_i.png

Спецификация поля II

Борты поля и перегородка за «таймером» составляют 50 мм в высоту. Большие «подводные» перегородки, разделяющие цвета, составляют 30 мм в высоту. Малые «подводные» перегородки и перегородки вокруг больших цветных секций составляют 10 мм в высоту.

Спецификация поля III

  1. Размер поля состязаний 2400 мм × 1200 мм.
  2. На поле состязания есть огороженная область размером 80 мм × 2400 мм. Эта область используется для механизма «таймера».
  3. Перегородки вокруг трех больших цветных секций имеют размер 10 мм в высоту и 17 мм в толщину.
  4. Перегородки, разделяющие малые зачетные зоны одного цвета, имеют размер 10 мм в высоту и 17 мм в толщину.
  5. Перегородки, разделяющие малые зачетные зоны разных цветов, имеют размер 30 мм в высоту и 17 мм в толщину.
  6. Малые цветные зачетные зоны имеют размер 248 мм × 50 мм, кроме двух зон по краям поля, размер которых составляет 247 мм × 50 мм.
  7. Белые линии, идущие от больших цветных секций до малых цветных зачетных зон, имеют размеры 20 мм × 650 мм.
  8. Размер белого квадрата на конце белой линии имеет размер 32 мм × 32 мм и располагается на расстоянии 100 мм от борта (50 мм от малой цветной зачетной зоны).
  9. В качестве реквизитов состязания будут использоваться 12 шариков для пинг-понга диаметром 40 мм, которые будут обозначать жемчужины.
  10. Кубики, собранные из стандартных кирпичей LEGO размером 2×4, будут расположены на белых квадратах. Они обозначают количество жемчужин, которые могут быть найдены в данном месте.

Спецификация реквизитов состязания

ПРИМЕЧАНИЕ: Максимальное количество необходимых кубиков: 4 красных, 7 зеленых, 5 синих, 5 желтых.

(Рекомендуемое количество кубиков для каждого поля состязаний: 4 красных, 7 зеленых, 5 синих, 5 желтых)

! На Всероссийской Робототехнической Олимпиаде 2015 в качестве зеленого кубика будет использоваться кубик цвета LEGO ID 28 вместо ID 37.

Спецификация «таймера наличия кислорода»

Спецификация цветов

! Данная спецификация цветов не распространяется на цветные кубики.

Приложение А – Предложения по изменению правил

Некоторые региональные организаторы могут модифицировать правила, чтобы упростить конструкцию поля или отказаться от автоматического таймера. Ниже описаны некоторые рекомендации.

  1. Вместо использования описанного механизма «таймера наличия кислорода» отсчет времени, проведенного роботом «под водой» может отслеживать ассистент судьи посредством секундомера. Мы рекомендуем производить сброс секундомера, когда робот касается борта поля, эта схема будет максимально похожа на принцип работы поля состязаний международного финала, где судья должен нажать на механизм «таймера», чтобы перезапустить его.
  2. Если предпочтительно используется ровная поверхность с напечатанной разметкой без перегородок (чтобы упростить конструкцию поля), шарики с большой вероятностью не останутся в секции, куда они были сброшены, а будут свободно перекатываться по полю. В данном случае мы рекомендуем вести подсчет шариков, размещенных в секции, по первому касанию поверхности поля. Ассистент судьи может отмечать количество шариков, которое попадают в каждую секцию, вместо того, чтобы подсчитывать количество в каждой секции по завершении попытки.

FAQ

5 баллов будут начислены только в том случае, если кубик сдвинут в зачетную зону, которая находится прямо напротив кубика. Судья должен отслеживать это во время попытки, чтобы убедиться в том, что за кубики, сдвинутые не в свою зону, не были начислены баллы.

Высота перегородок, разделяющих «под водой» зоны разного цвета, составляет 30 мм, а высота маленьких перегородок, разделяющих зоны одного цвета, составляет 10 мм. Не существует ограничений относительно того, как робот может перемещаться «под водой» (переезд перегородок разрешен).

Если деталь, оставленная в соприкосновении со стеной, все еще прикреплена к роботу, то именно это будет приводить таймер к обнулению до тех пор, пока эта деталь касается стены и все еще прикреплена к роботу. Идея в том, что любой ныряльщик может использовать длинную трубку, вытянутую на поверхность, чтобы иметь возможность дышать под водой. Если деталь прекращает касаться стены или открепляется от робота, то таймер запустится.

Судья или ассистент судьи будут отвечать за «таймер наличия кислорода». Робот не будет взаимодействовать с таймером. Робот будет стартовать, касаясь стены. Таймер будет запущен, как только робот отъедет от стены.

Если все части сломанного кубика находятся полностью в своей зачетной зоне, то за этот сломанный кубик баллы будут начислены.

Перегородки имеют прямоугольную форму в профиль.

Здесь возможны четыре ситуации (в примерах ниже рассматривается ситуация, когда в красной секции должно оказаться 6 шариков):

  1. Робот приехал в большую красную секцию, остановился и не выкладывает шарики.
    Судья не останавливает секундомер, поскольку не знает будет ли робот выкладывать шарики. И ждет либо истечения 30 секунд у таймера наличия кислорода, либо истечения двух минут, предназначенных для решения задания, либо просьбы участника остановить попытку. Команде начисляется 0 баллов за отсутствие верного количества шариков в большой красной секции.
  2. Робот приехал в большую красную секцию, остановился и выложил только три шарика из шести.
    Судья не останавливает секундомер, поскольку не знает будет ли робот дальше выкладывать шарики. И ждет либо истечения 30 секунд у таймера наличия кислорода, либо истечения двух минут, предназначенных для решения задания, либо просьбы участника остановить попытку. Команде начисляется 0 баллов за отсутствие верного количества шариков в красной секции.
  3. Робот приехал в большую красную секцию, остановился и выложил все шесть шариков.
    Судья останавливает секундомер как только последний шестой шарик коснулся поля. После этого судья ждет 10 секунд. Если количество шариков в секции после истечении 10 секунд в секции – шесть, судья начисляет 15 баллов за верное количество шариков. Если по какой-либо причине количество шариков в секции больше шести (или меньше, если шарики укатились в другую секцию), команде начисляется 0 баллов за отсутствие верного количества шариков в красной секции.
  4. Робот приехал в большую красную секцию, остановился, выложил восемь шариков.
    Судья останавливает секундомер как только шестой шарик коснулся поля. Если все 8 шариков выкладываются одновременно, то секундомер останавливается по касанию поля последним шариком. После этого судья ждет 10 секунд. Если количество шариков в секции после истечении 10 секунд в секции – шесть, судья начисляет 15 баллов за верное количество шариков. Иначе, команде начисляется 0 баллов за отсутствие верного количества шариков в красной секции.

Здесь возможно несколько ситуаций:

  1. Таймер наличия кислорода истекает, когда робот находится вне БОЛЬШОЙ секции.
    Попытка останавливается, роботу начисляются баллы, набранные до текущего момента.
  2. Таймер наличия кислорода истекает, когда робот находится в БОЛЬШОЙ секции в момент выкладывания шариков.
    Попытка останавливается, роботу начисляются баллы, набранные до текущего момента. За шарики, находящиеся в данной зоне, роботу начисляется 0 баллов.
  3. Таймер наличия кислорода истекает, когда робот находится в БОЛЬШОЙ секции после, но после того, как последний шарик коснулся поля.
    Попытка останавливается, роботу начисляются баллы, набранные до текущего момента. Если количество шариков в данной зоне - верное, то роботу начисляется 15 баллов.
  4. Если для судьи затруднительно ответить истек таймер до того, как последний шарик коснулся поля или после этого, то судья не будет начислять баллы за шарики в данной секции.

Не обязательно касаться задней стенки. Но робот должен выложить шарики до того, как истечет «таймер наличия кислорода»

Организаторы не будут предоставлять шарики. Команда должна привезти достаточное количество шариков для пинг-понга с собой.
Нет. Касание задней стенки через шарик не будет учитываться при сбросе таймера.
На соревнованиях допустимо использовать шарики с диаметром стандарта 40 или 40+. Такие шарики обладают определенной степенью прыгучести. Поврежденные шарики использовать запрещено. Если судья посчитает, что команда использует недопустимые шарики, то он может провести процедуру проверки размера и прыгучести (шарик, брошенный с высоты 305 мм на железную пластину, должен отскочить на высоту не менее 200 мм.). При подтверждении нарушения судья назначит переигровку с шариками, предоставленными оргкомитетом.
Обновлено : 11.05.2015 23:06:17