Распечатать

Версия правил от 08.05.2015

Аннотация:

Соревнования Роботраффик призваны не только наглядно продемонстрировать необходимость соблюдения правил дорожного движения, но и пробудить у студентов и старшеклассников интерес к получению дополнительных знаний и навыков в областях автомобилестроения, мехатроники и программирования с целью проектирования и сборки сложных роботизированных систем.

Первые всероссийские соревнования моделей робоавтомобилей ("Роботраффик - соревнования центра робототехники Леуми, Технион") состоялись в Казани в период с 20-го по 22-е июня 2014 г. в рамках Всероссийской робототехнической олимпиады. В соревнованиях принимали участие школьники и студенты из Калининграда, Краснодарского края, Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Томска, Уфы и Челябинской области.

Соревнования Роботраффик (Robotraffic) были разработаны и впервые проведены в Центре робототехники Leumi в Университете Технион (Израиль) в 2010 г. С тех пор они стали международными и проводятся ежегодно на базе Техниона.

Инициаторы и разработчики соревнований ставят перед их участниками, учащимися старших классов и студентами, несколько задач:

  • создание автономной модели робоавтомобиля, который двигается по заданной трассе, соблюдая правила дорожного движения, и на время по гоночной трассе;
  • презентация идей, способствующих развитию автопрома и повышению безопасности дорожного движения;
  • демонстрация знаний российских правил дорожного движения.

Организаторы:

  • АНО «Образовательные ресурсы и технологический тренинг» (ОРТ-России);
  • АНО ВО "Университет Иннополис"
  • Российская Ассоциация Образовательной Робототехники.

Участники:

Соревнования проводятся в 2-х группах:

  • Школьники­
  • Студенты и учащиеся СПО

Цель соревнований:

Популяризация научно-технического творчества учащихся, создание условий для организации высокомотивированной деятельности по созданию и программированию роботизированных систем, привлечение внимания молодежи к проблемам безопасности на дорогах.

Задачи:

  • Создать условия для развития научно-технического творчества учащихся и навыков работы в команде в рамках проектной деятельности.
  • Познакомить участников соревнований с процессами разработки, создания, отладки и эксплуатации роботизированных систем.
  • Предоставить возможность использования современных высоких технологий в процессе технического образования учащихся.
  • Развить мотивацию к познавательной деятельности учащихся, используя межпредметные связи информатики, технологии, математики и физики и подходы STEM образования в процессе реализации проектных задач.
  • Привить участникам понимание необходимости соблюдения правил поведения на дороге и создать условия для воспитания законопослушных участников дорожного движения.
  • Предоставить участникам возможность предложить новые технологические способы обеспечения безопасности транспортного движения с учетом ограничений технических возможностей автомобиля и физических возможностей водителя. В том числе, создать условия для инициирования теоретических разработок новых видов датчиков, методов контроля, слежения и управления транспортным средством и движением транспорта.

Конкурсные категории:

  • A. Движение по модели городского транспортного движения с соблюдением ПДД.
  • B. Движение с максимальной скоростью по гоночной трассе.
  • C. Конкурс инженерных предложений по повышению безопасности транспортного движения.
  • D. Тест по правилам ПДД.
  • E. Категория года. Категория-2015: движение по прямой.

Общие положения

  • Победители определяются отдельно по категориям A, B, C, D и E согласно правилам данной категории среди всех участников.
  • Победителем соревнований объявляется команда, получившая наибольший результат по сумме зачетных баллов во всех категориях соревнований (A, B, C, D и E).
    • Победитель определяется отдельно среди школьников и среди студентов.
    • Зачетные баллы в отдельных категориях вычисляются по формуле: ((количество команд + 1) - место команды) * коэффициент категории .

Коэффициенты категорий:

      • категория А – 2;
      • категория B – 1,5;
      • категория C – 1;
      • категория D – 1;
      • категория E – 1.
  • Команда, снятая с соревнований за неспортивное поведение решением судейской коллегии в любой из категорий, не участвует в абсолютном зачёте.
  • Организаторы оставляют за собой право вносить изменения в правила соревнований.
robotraffic.jpg robotraffic-accident.jpg robotraffic-start.jpg

Регламент проведения заездов

  • «Автономный режим» – свойство ТС, выражающееся в способности функционировать в течение заезда независимо, без помощи каких-либо вспомогательных внешних систем, за исключением интерактивных устройств, являющихся неотъемлемой частью модели городского транспортного движения, гоночной трассы и трассы для движения по прямой.
  • Команда имеет право производить любые действия со своим ТС до соревнований и во время тренировочных заездов, направленные на повышение результативности робота и непротиворечащие настоящим правилам.
  • В случае поломки ТС команда имеет право заменить отдельные детали. Запрещается заменять ТС полностью.
  • За 10 минут до начала заездов объявляется Карантин. Во время карантина каждая команда должна поместить ТС в специально отведенное для этого место в выключенном состоянии. Если по техническим причинам, ТС должно оставаться во включенном состоянии, то команда должна предусмотреть подставку для ТС, исключающую возможность самопроизвольного перемещения ТС.
  • Каждая команда имеет по 2 попытки в категориях A, B и E.
  • В категориях A, B и E учитывается лучший результат из 2-х попыток.
  • В случае если одна из попыток провалена, учитывается результат другой попытки. Если провалены обе попытки, команда занимает последнее место в данной категории. При наличии нескольких команд проваливших обе попытки, все они занимают последнее место в данной категории.
  • В случае выхода из строя ТС одной из команд по вине ТС соперника пострадавшей стороне предоставляется время на ремонт и возможность провести заезд.

Регламент проведения тренировок

  • Тренировочные заезды проводятся в соответствии с расписанием.
  • Право на тренировочный заезд предоставляется в порядке общей очереди. Для попытки отводится не более 2-х минут.

Оборудование

  • Все оборудование для подготовки к соревнованиям команда изготавливает самостоятельно из приобретенных комплектующих.
  • Полe с трассой модели городской дороги с перекрёстком.
  • Полe с трассой модели гоночной трассы.
  • Поле с трассой для движения по прямой.
  • Макеты полей-трасс находятся в разделе Технической информации.
  • Транспортное средство – модель колёсного ТС, приводимого в движение электродвигателем, с рулевым управлением способом поворота управляемых колёс, управляемая микроконтроллером в автономном режиме (самодельное или модернизированное готовое изделие).
    • К участию в соревнованиях допускаются модели ТС:
      • размеры которых: длина не более 450 мм, ширина – не более 225 мм, база не менее 170 мм, колея не менее 120 мм.
      • Модель ТС – колёсное ТС. Обязательное условие.
      • Модель ТС имеет рулевое управление способом поворота управляемых колёс. Обязательное условие.
    • Штрафные баллы за конструкцию модели начисляются в категории A:
      • Неиспользование принципа Аккермана в рулевом управлении -- 10 баллов.
      • Отсутствие дифференциала в трансмиссии -- 5 баллов.
      • Отсутствие механической регулировки рулевого управления -- 3 балла.
      • Отсутствие механической регулировки колёс (сход-развал) -- 3 балла.
      • Начисляется 3 балла, но не более, если в модели отсутствуют амортизаторы, рессоры, независимая подвеска колёс, или есть два и более несвязанных механически валов с которых передаются крутящие моменты на трансмиссию(и).
  • Команда при создании ТС может ориентироваться на предлагаемые комплектующие (см. страницу "Оборудование"), но может использовать в конструкции ТС любые самодельные или готовые узлы и детали.
  • Светофоры (стартовый, для перекрёстка).
    • Каждый сигнал светофора или их сочетание сопровождается передачей уникального кода навстречу движению ТС в ИК-диапазоне по протоколу IrDA SIR.
  • Дорожные знаки: («Стоп», «Пешеходный переход» и др.)
    • Каждый дорожный знак передаёт навстречу движению ТС свой уникальный код в ИК-диапазоне по протоколу IrDA SIR.
  • Модель «Пешехода»
    • Модель «Пешехода» представляет собой неожиданно появляющееся препятствие на пути следования ТС.
  • Коды состояния передаваемые интерактивными устройствами приведены на странице "Техническая информация"
  • Светофоры, дорожные знаки, модель пешехода изготавливаются командой для подготовки к соревнованиям самостоятельно, ориентируясь на предлагаемые комплектующие и соблюдая параметры перечисленные в таблице "Коды состояния..." на стр. "Тех. информации".
  • Количество и качество перечисленного оборудования команда определяет самостоятельно, исходя из соображений целесообразности, необходимости отладки ТС и программного алгоритма,

Правила соревнований по категориям и подсчёт очков:

Категория А. Движение по модели городского транспортного движения с соблюдением ПДД

Техническая задача: создать автономное роботизированное транспортное средство, способное самостоятельно передвигаться, являясь частью модели городского транспортного движения, соблюдая правила дорожного движения. ТС должно двигаться, соблюдая безопасную дистанцию, в соответствии с разметкой «дороги», дорожными знаками, сигналами светофоров, а также учитывать текущую ситуацию на «дороге» и возможных «пешеходов».

Во время проведения заезда два ТС автономно и одновременно движутся встречно-параллельными курсами по модели городского уличного движения, соблюдая правила дорожного движения.

Условия проведения:

  • Время заезда – 3 мин.
  • «Начало движения» ТС в заезде – после включения зеленого сигнала стартового светофора ТС должно начать движение в течение 10 секунд. По истечении 10 секунд включается красный сигнал.
  • Начало отсчета времени – момент включения зеленого сигнала стартового светофора.
  • За время заезда ТС должно проехать не менее 3-х "кругов", за это команде начисляется 180 баллов. Если до окончания заезда ТС не удалось проехать 3 "круга" – «Попытка провалена».
  • «Окончание заезда» в фиксируется по следующим событиям:
    • истечение 3 минут – максимальное время выполнения задания.
    • неспособность обоих участвующих в заезде ТС продолжать движение более 30 секунд подряд.
    • невозможность продолжения заезда по техническим причинам.
    • по решению судьи
  • Для идентификации ТС во время заезда команда должна иметь с собой два флажка (красный и синий) с названием команды. В соответствии с жеребьевкой один из флажков устанавливается на ТС. После первого заезда команды меняются стартовыми площадками.
  • Каждая команда имеет 2 попытки, в зачет принимается лучшая из них. В случае, если одна из попыток провалена, учитывается результат другой попытки. Если провалены обе попытки, команда занимает последнее место в данной категории.
  • На поле может находиться только один представитель от каждой команды во время проведения заезда.
  • Категорически запрещается менять конструкцию модели городского уличного движения – менять расположение знаков, светофоров и иных приспособлений, настраивая их «под себя». Нарушение этого правила влечет снятие команды с соревнований в данной категории.

За нарушение правил дорожного движения начисляются штрафные баллы:

  • Представитель команды может помочь ТС во время заезда сдвинуться с места не ранее, чем через 5 секунд после неоправданной дорожной ситуацией остановки, за что начисляется 5 штрафных баллов за каждый акт помощи.
  • Действия ТС одной из участвующих в заезде команд привели к выходу из строя* ТС соперника или модели городского транспортного движения – команда виновник наказывается штрафом «Попытка провалена».

Примечание: «выход из строя» ТС – неспособность ТС двигаться или ориентироваться в пространстве, в результате чего пришлось остановить заезд; «выход из строя» модели городского транспортного движения – изменение, в результате наезда ТС, положения устройств модели городского транспортного движения, повлёкшее за собой необходимость остановки заезда.

  • Проезд стоп-линии на запрещающие сигналы светофора – 15 баллов за каждый факт нарушения.
  • Если ТС не остановилось на стоп-линии возле знака STOP на 5 секунд, то команде начисляется 15 штрафных баллов.
  • Неоправданная дорожной ситуацией остановка более 5 секунд за пределами перекрестка – 4 балла за каждый факт остановки.
  • Неоправданная дорожной ситуацией остановка на перекрёстке – 5 баллов за каждый факт остановки.
  • Столкновение с другим автомобилем за пределами перекрестка – 5 баллов виновнику аварии за каждый факт столкновения.
  • Столкновение с другим автомобилем на перекрёстке – 7 баллов за каждый факт столкновения.
  • Наезд на пешехода – 15 баллов.
  • Фальстарт – 3 балла за каждый. Заезд обоих ТС начинается заново. Допускается не более 2-х случаев одним ТС в одном заезде. После третьего случая – «Попытка провалена».
  • Отсутствие корпуса на ТС – 3 балла.
  • Выезд на встречную полосу движения – 10 баллов за каждый факт нарушения.
  • Выезд на тротуар – 10 баллов за каждый факт нарушения.
Определение победителей:

  • Результат команды в заезде определяется следующим образом: 180 минус сумма штрафных баллов.
  • Выигрывает команда с лучшим результатом.
  • В случае равного количества штрафных баллов, выигрывает команда, чей автомобиль преодолел большее* число «кругов».

Примечание: Началом круга считается место выезда со стартовой прямой на главную трассу. Подсчет кругов сверх трёх осуществляется по "четвертям" круга.


Категория B. Движение с максимальной скоростью по гоночной трассе.

Техническая задача: создать автономное роботизированное транспортное средство, способное за наименьшее время преодолеть трассу, не покидая свою полосу движения.

Во время проведения заезда два ТС автономно и одновременно движутся по модели гоночной трассы параллельными курсами в одном направлении.

Условия проведения:

  • Для идентификации ТС во время заезда команда должна иметь с собой два флажка (красный и синий). В соответствии с жеребьевкой один из флажков устанавливается на ТС. После первого заезда команды меняются стартовыми местами.
  • Каждая команда имеет 2 попытки, в зачет принимается лучшая из них. В случае, если одна из попыток провалена, учитывается результат другой попытки. Если провалены обе попытки, команда занимает последнее место в данной категории.
  • ТС, находясь в зоне старта, ожидает разрешающего сигнала для начала движения.
  • Если ТС стартовало не дожидаясь стартового сигнала – фальстарт. Заезд обоих ТС начинается заново. Допускается не более 2-х случаев фальстарта одним ТС в одном заезде. После третьего случая – «Попытка провалена».
  • Если ТС не начало движение к моменту финиша соперника – «Попытка провалена».
  • Выезд на "чужую" полосу движения или выезд на тротуар – «Попытка провалена».

Определение победителей:

  • Выигрывает команда, показавшая наименьшее время (с точностью до десятых).
  • Если команды имеют одинаковые показатели времени – для них назначается дополнительный заезд.


Категория C. Творческий конкурс.

Для школьников: Конкурс инженерных предложений по повышению безопасности транспортного движения

В 2015 году конкурс проводится очно.

Конкурсные работы должны быть получены организаторами не позднее 5 июня 2015 г.

Конкурсные работы необходимо отослать по адресам, которые укажут организаторы

Конкурс представляет собой презентацию-защиту собственной идеи по обеспечению безопасности транспортного движения или перспективных роботизированных транспортных систем.

  • Презентация должна состоять из следующих частей:
    • Название работы и авторы проекта
    • Проблема, для решения которой предлагается техническое решение
    • Презентация технического решения (на уровне дизайн-проекта с представлением основных технических характеристик)
    • Описание принципа работы
    • Представление проекта в наглядном виде (фото/видео модели или прототипа). Реализация идеи (желательно)
    • Приблизительные маркетинговые данные (целевые потребители, потребительские характеристики товара, ценовой диапазон)
    • Влияние на общество/окружающую среду
  • Презентации принимаются в формате ppt, pptx, pdf.

Критерии оценки:

  • Оригинальность идеи.
  • Понимание проблемы и предлагаемого решения.
  • Практическая значимость предлагаемого решения.
  • Эффективность применения для улучшения безопасности дорожного движения.
  • Наличие электронных материалов, поддерживающих презентацию и включающих дополнительные материалы (схемы, чертежи, программы, если необходимо).
  • Совершенство программного алгоритма, если таковой необходим.
  • Выразительность выступления.
  • Дополнительные баллы будут начислены при наличии прототипа или демонстрации (фото, видео) макета, рабочей модели.

Определение победителей:

  • Выигрывает команда с наибольшим количеством баллов.
  • Каждый критерий оценивается по 5-балльной шкале.


Для студентов: Конкурс разработок новой категории соревнований Роботраффика

Описание новой категории должны быть получены организаторами не позднее 5 июня 2015 г.

Конкурсные работы необходимо отослать по адресам, которые укажут организаторы

Конкурс представляет собой презентацию-защиту проекта новой категории соревнований Роботраффик, демонстрирующую возможности роботизированных ТС по выполнению элементов дорожного движения, для правильного выполнения которых требуется отслеживать положение ТС в окружающем пространстве (относительно окружающих предметов) и исполнение, если необходимо, предписаний ПДД, что обеспечивает безопасность дорожного движения.

  • Задание для новой категории может включать в себя любые элементы дорожного движения связанные с изменением положения ТС относительно любых элементов окружающей среды
  • Задание для новой категории не может полностью повторять элементы дорожного движения представленные в существующих категориях РобоТраффика, но может использовать их, как часть более сложного задания

Проект должен состоять из следующих элементов:

  • Описание проекта в виде презентации (в формате ppt, pptx, pdf):
    • Название работы и авторы проекта
    • Проблема, для решения которой предлагается ввести новую категорию, ее актуальность в повышении безопасности дорожного движения
    • Описание правил новой категории
    • Приблизительная стоимость реализации новой категории участниками соревнований
  • Презентация проекта:
    • Демонстрация новой категории со всеми необходимыми элементами: поля, оборудование для проведения, ТС, доработанное для предлагаемой категории (при необходимости)
    • Ответы на вопросы

Критерии оценки:

  • Актуальность идеи новой категории
  • Понимание проблемы и предлагаемого решения
  • Оригинальность реализации
  • Экономическая и техническая проработанность

Определение победителей:

  • Выигрывает команда с наибольшим количеством баллов
  • Каждый критерий оценивается по 5-балльной шкале

Примечание: Решение о включении новой категории в соревнования принимается организаторами позже – при подготовке регламента следующих соревнований.


Категория D. Тест по правилам ПДД

Задача: Необходимо ответить на 20 вопросов из следующих разделов Правил дорожного движения Российской Федерации (в редакции Постановления Правительства РФ № 1423 от 19.12.2014):

  • Общие положения;
  • Общие обязанности водителей;
  • Обязанности пешеходов;
  • Сигналы светофора и регулировщика;
  • Проезд перекрестков;
  • Дорожные знаки

Определение победителей:

  • За правильный ответ начисляется - 2 балла.
  • Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
  • Если несколько команд наберут одинаковое количество баллов, выигрывает команда, которая затратила наименьшее время.


Категория Е. Движение по прямой (категория года)

Цель конкурса: Предоставить участникам возможность продемонстрировать осведомлённость в устройстве ходовой части ТС, понимание физического смысла происходящих процессов, в частности в системе рулевого управления (влияние настроек РУ на управляемость ТС, стабилизацию управляемых колёс и т.д.).

Техническая задача: Продемонстрировать способность ТС двигаться прямолинейно без внешнего относительно механической части управляющего воздействия.

Условия проведения:

  • Не допускаются способы регулировки РУ отличные от механических (серводвигатель РУ не может использоваться для установки направления движения с целью компенсации прогнозируемого отклонения ТС от прямой).
  • Время отводимое на попытку – 1 мин.
  • ТС устанавливается в “Зоне старта”, так чтобы осевая линия ТС находилась над осевой линией полосы движения.
    • команды должны заранее нанести метки осевой линии ТС на передний и задний край своего ТС
      • Метки необходимы для отсчёта отклонения ТС и для быстрой установки ТС на линию
  • «Начало движения» ТС – после включения зеленого сигнала стартового светофора ТС должно начать движение в течение 10 секунд. По истечении 10 секунд включается красный сигнал.
  • Начало отсчета времени – момент включения зеленого сигнала стартового светофора.
  • За время попытки ТС должно полностью преодолеть трассу и остановиться так, чтобы передний край ТС, на котором нанесена метка осевой линии ТС, оказался в зоне разметки «линейки» – между финишной линией и следующей за ней чёрной линией.
  • ТС не должно совершать никаких действий рулевыми колёсами при пересечении финишной линии.
  • «Окончание заезда» фиксируется по следующим событиям:
    • истечение 1 минуты – максимальное время выполнения задания.
    • выезд ТС за пределы поля
    • невозможность продолжения заезда по техническим причинам.
    • по решению судьи
  • Каждая команда имеет 2 попытки, в зачет принимается лучшая из них. Если провалены обе попытки, команда занимает последнее место в данной категории.
  • Представитель команды не может помогать ТС во время движения.

Определение победителей:

  • Результат команды в заезде определяется следующим образом: 150 минус отклонение середины передней части ТС, находящейся на осевой линии ТС, от осевой линии полосы движения на финише после полной остановки ТС.
  • Выигрывает команда с лучшим результатом.
  • В случае одинаковых результатов, выигрывает команда, чей автомобиль преодолел трассу быстрее.
  • Если ТС не пересекло финишную черту – попытка провалена.
  • Если ТС не остановилось за финишной чертой – попытка провалена.
Обновлено : 12.05.2015 16:40:38