Ваш робот приземлился на Марс, чтобы представлять свою страну в прибыльном бизнесе по доставке материалов в поселения колонистов, разбросанных по всей планете. Каждой колонии определенные материалы нужны больше, чем другие. Задача робота заключается в том, чтобы максимизировать количество доставленных товаров в течение одного заряда аккумулятора при получении максимальной прибыли. Ваша миссия – купить дешевле, продать дороже. Вы получите дополнительный бонус за драгоценный металл (к примеру, золото), доставленный в траспортную капсулу сбора образцов. Заряда аккумуляторов вашего робота хватит на 5 минут, поэтому поспешите до истечения этого времени вернуться на станцию перезарядки. Удачи в выполнении задания!

1 Описание задания

Робот начинает выполнять задание из Зоны Старта (зеленого цвета). Задача робота забирать Товары (красные и синие шары) из устройств выдачи на Путевых Точках (голубого цвета) и доставлять их в приемные лотки Путевых Точек таким образом, чтобы максимизировать количество заработанных очков. Драгоценный металл (желтый шар) должен быть доставлен в отдельную Зону Транспортной Капсулы (желтый цвет). До истечении времени попытки (5 минут) робот может завершить выполнения задания, проехав в Зону Финиша (красная зона).

 

2 Правила

  1. Перед началом раунда, когда все роботы сданы в карантин, судья (или выбранный им участник соревнований) производит жеребъевку для каждой Путевой точки. Для этого он сначала складывает в непрозрачный мешок шары согласно загрузке на конкретной Путевой точке, после чего последовательно достаёт из мешка шары и складывает их в устройство выгрузки на Путевой точки, таким образом, что первый шар извлеченный из мешка будет выгружаться первым. Получившийся вариант раскладки будет использоваться для попыток всех роботов текущего раунда. Для следующего раунда будет произведена новая жеребьевка.
  2. Робот должен начинать выполнение задания из Зоне Старта (зелёного цвета) и финишировать в Зоне Финиша (красного цвета).
  3. Робот должен забирать шары из устройств выдачи на Путевых Точках.
  4. Деталей робота не должно касаться больше 3 шаров в любой момент времени.
  5. Шары коснувшиеся поверхности поля выбывают из игры и не учитываются при подсчете шаров, касающихся деталей робота. 
  6. Робот должен раскладывать взятые шары в приемные лотки Путевых Точек.
  7. Очки за помещение шара в приемный лоток Путевой Точки даются, если шар после выгрузки полностью находится в лотке.
  8. Робот должен доставить желтый шар из Путевой Точки №3 в Зону Транспортной Капсулы.
  9. Финиш до истечения времени попытки принесет роботу дополнительные очки.
  10. Попытка будет завершена и время остановлено в следующих случаях:
    1. Робот полностью вошёл в Зону Финиша и остановился.
    2. Если любой член команды прикоснулся к роботу или к любому объекту на игровом поле после старта попытки.
    3. По истечении времени, отведенного на попытку (5 минут).
    4. Участник соревнований объявил об окончании попытки ("СТОП").
    5. По решению судьи.

3 Подсчёт очков

Набранные роботом очки будут подсчитываться только после завершения попытки (после остановки времени).
  1. Каждая путевая точка приносит разное количество очков за шары разного цвета:
    1. Путевая точка № 1
      1. За каждый красный шар, принесенный в данную точку - 40 очков
      2. За каждый синий шар, принесенный в данную точку - 20 очков
    2. Путевая точка № 2
      1. За каждый красный шар, принесенный в данную точку - 20 очков
      2. За каждый синий шар, принесенный в данную точку - 40 очков
    3. Путевая точка № 3
      1. За каждый красный шар, принесенный в данную точку - 10 очков
      2. За каждый синий шар, принесенный в данную точку - 10 очков
      3. За желтый шар доставленный в Транспортная Капсулу - 100 очков.
  2. Бонус за скорость выполнения определяется разницей между максимальным временем на попытку ( 300 секунд) и реальным временем прошедшим, чтобы завершить попытку (округление до секунд). Робот обязательно должен забрать из устройства выдачи любой Путевой Точки, как минимум, один шар во время попытки и положить его в приемном лотке одной из Точек или Транспортной Капсулы, чтобы получить бонус за скорость выполнения.
  3. Пример выполнения задания и подсчёта баллов:
    1. Робот покидает зону старта и направляется к путевой точке 1, где забирает три шара - красный и 2 синих.
    2. Красный шар робот кладет в приемный лоток и получает 40 очков за красный шар.
    3. Робот забирает еще один шар - синий
    4. На текущий момент прошло полторы минуты с начала попытки и робот направляется к путевой точке 2, отгружает 3 синих шара и увеличивает свой счет до 160.
    5. Из отсека подачи шаров робот забирает оба синих шара и кладет их в приемный лоток, увеличивая в конечном итоге счет до 240 баллов.
    6. Всего в этой путевой точке робот получает 3 красных шара.
    7. До конца раунда остается половина времени, робот, заправленный 3мя красными шарами направляется к путевой точке 3 для того чтобы затем получить бонусные баллы за желтый шар в путевой точке 4.
    8. После прибытия, робот оставляет 3 шара и получает по 10 баллов за каждый шар.
    9. С общим счетом в 300 очков и имея 2 минуты в запасе, робот отбирает еще 3 шара, в надежде, что среди них будет желтый.
    10. Забрав один Синий и два Красных, робот производит расчет, что не успеет выгрузить данные шары в более доходные путевые точки 1 и 2, поэтому принимает решение оставить их в приемном лотке путевой точки 3 за что получает еще 30 очков. Таким образом, на счету робота 300 очков
    11. Робот забирает еще один шар, и это желтый шар.
    12. Робот разворачивается, и относит желтый шар в Транспортную Капсулу для получения бонусных 100 баллов.
    13. Поскольку осталось всего одна минута, робот решает вернуться в зону финиша досрочно, чтобы получить бонус за скорость.
    14. Пересечение красного квадрата заканчивает попытку на отметке 4 м. 10 с., принеся роботу дополнительных 50 баллов - за каждую секунду оставшегося времени по баллу
    15. Всего заработано на красных и синих шарах = 300 очков
      1. Путевая точка 1: 1 красный шар x 40 очков = 40 очков
      2. Путевая точка 2: 5 синих шаров x 40 очков = 200 очков
      3. Путевая точка 3: 5 красных шаров x 10 очков + 1 синий шар x 10 очков = 60 очков
    16. Бонус за скорость = 50 очков (300 - 250 секунд)
    17. Транспортная Капсула: помещение желтого шара = 100 очков
    18. Итоговое количество очков = 450 очков

4 Описание поля

  1. Размер поля: 182.88 по ширине, 365.76 см в длину.
  2. Поле будет располагаться на полу или небольшом пьедестале.
  3. Покрытие поля изолон или баннерная ткань.
  4. Основной цвет поля - черный
  5. Места старта и финиша, а также места, где расположены Путевые Точки будут отличаться по цвету от основного поля:
    1. Зона Старта: CMYK 70,0,100,0
    2. Зона Финиша: CMYK 0,100,100,0
    3. Зоны Путевых Точек: CMYK 100,20,0,0
    4. Зона Транспортной Капсулы: CMYK 0,20,100,20
  6. Выступающие относительно поля части Путевой Точки можно будет определить по линии, контрастирующей с полем. Цвет линии черный.
  7. Расположение каждого устройства выдачи шаров относительно поля можно будет определить по линии, контрастирующей с полем. Цвет линии белый.
  8. Вдоль всей стороны с зоной Транспортной Капсулы идет борт высотой 140мм. Цвет борта - черный.
  9. Погрешность изготовления поля ± 20 мм
  10. На поле закреплены три Путевые Точки. На каждой Путевой Точке будет располагаться устройство выдачи шаров и приемный лоток.
    • Все устройства выдачи шаров и приемные лотки будут закреплены на определенных позициях, относительно поля, т.е. их расположение предсказуемо и неизменно.
    • Каждое из устройств выдачи будет иметь свою собственную конструкцию механизма для выдачи шаров. Таким образом, робот должен по разному взаимодействовать с Путевой Точкой, чтобы получить шары.
    • Каждый приемный лоток будет будет отличаться от других по размеру.
    • Устройства выдачи шаров будет расположено на одинаковой высоте на каждой Путевой Точке.
    • Ключевые особенности каждой путевой точки (схема сборки базовой части Путевой Точки):
      • Путевая точка № 1 (Сложность: Высокая)
        • Механизм: "вертушка" (схема сборки).
        • Данная точка предоставляет 2 красных шара и 4 синих шара.
      • Путевая точка № 2 (Сложность: Средняя)
        • Механизм: "рычаг" (схема сборки).
        • Данная точка предоставляет 4 красных шара и 2 синих шара.
      • Путевая точка № 3 (Сложность: Низкая)
        • Механизм: "кнопка" (схема сборки).
        • Данная точка предоставляет 3 красных шара, 3 синих шара и 1 желтый шар.​
  11. На борте над желтой зоной закреплена Транспортная Капсула (схема сборки).

5 Порядок проведения

  1. Попыткой называется выполнение роботом задания на поле после старта судьи и до окончания максимального времени на попытку, полного выполнения задания или решения судьи.
  2. Раундом называется совокупность всех попыток всех команд.
  3. Соревнования в категории "Колледж" будут состоять только из финальных заездов.
  4. Финальные заезды состоят из двух раундов:
    • время сборки перед первым раундом равняется 120 минутам,
    • время отладки перед вторым раундом равняется 60 минутам.
  5. Для определения победителей будет учитывается результат попытки с самым большим числом очков из двух попыток (не сумма). Если команды имеют одинаковое число очков, то будет учитываться время, потребовавшееся команде для завершения попытки. Если и в этом случае у команд будет одинаковое результат, то будет учитываться следующая по результативности попытка. 
  6. Операторы могут настраивать робота только во время отладки.
  7. Командам разрешается не разбирать робота перед состязанием.
  8. Команды должны поместить робота в область «карантина» после окончания времени сборки. После подтверждения судьи, что роботы соответствуют всем требованиям, соревнования могут быть начаты.
  9. Если при осмотре будет найдено нарушение в конструкции робота, то судья даст 10 минут на устранение нарушения. Однако если нарушение не будет устранено в течение этого времени, команда не сможет участвовать в состязании.
  10. После окончания времени сборки и после помещения робота в «карантин» нельзя модифицировать или менять роботов (в том числе: загрузить программу, поменять батарейки). Также команды не могут просить дополнительного времени.
  11. По окончании раунда дается время на настройку. Участники смогут забрать роботов назад в область сборки, чтобы улучшить работу робота и провести испытания. После окончания времени отладки участники должны поместить робота назад, в область «карантина». После того, как судья повторно подтвердит, что робот отвечает всем требованиям, робот будет допущен к участию в следующем раунде.
  12. Перед началом попытки робот должен быть выключен и расположен в Зоне Старта. Далее судья дает сигнал для включения робота и выбора программы (но не для запуска).
  13. Команда должна заранее запрограммировать таймер задержки в 5 секунд в начале своей программы. Это позволит участникам, запустившим программу покинуть поле. Официальное время начинается по истечении таймера ожидания.
  14. Если в качестве сигнала для старта робота используются датчики, оператор может запустить программу заранее, после этого влиять на поведение робота нельзя. Судья должен следить за процедурой запуска робота, и только после согласия судьи стартовый сигнал может быть подан.
  15. Перед стартом робот должен полностью находиться в Зоне Старта.

6 Судейство

  1. Организаторы оставляют за собой право вносить в правила состязаний любые изменения.
  2. Контроль и подведение итогов осуществляется судейской коллегией в соответствии с приведенными правилами.
  3. Судьи обладают всеми полномочиями на протяжении всех состязаний; все участники должны подчиняться их решениям.
  4. Если появляются какие-то возражения относительно судейства, команда имеет право в устном порядке обжаловать решение судей в Оргкомитете не позднее окончания текущего раунда.
  5. Переигровка может быть проведена по решению судей в случае, когда робот не смог закончить этап из-за постороннего вмешательства, либо когда неисправность возникла по причине плохого состояния игрового поля, либо из-за ошибки, допущенной судейской коллегий.
  6. Также переигровка может быть назначена, если судья объявляет о фальстарте (старт робота раньше запланированного времени).
  7. Члены команды и руководитель не должны вмешиваться в действия робота своей команды или робота соперника ни физически, ни на расстоянии. Вмешательство ведет к немедленной дисквалификации.
  8. Судья может закончить состязание по собственному усмотрению, если робот не сможет продолжить движение в течение 30 секунд.
  9. Объект (робот, цилиндр, кубик и т.п.) считается находящимся (заехавшим, переместившимся) в зоне(у), если хотя бы одна его часть соприкасающиеся с поверхностью касается поверхности зоны (см. рисунок).
  10. Объект (робот, цилиндр, шарик и т.п.) считается полностью находящимся (заехавшим, переместившимся) в зоне(у), если все его части соприкасающиеся с поверхностью оказываются целиком на поверхности зоны (см. рисунок).

7 Требования к команде

  1. Робота представляет экипаж из двух операторов и одного тренера.
  2. Операторы одного робота не могут быть операторами другого робота.
  3. В категории "Колледж" не могут участвовать члены команды, участвующие в основной, свободной или творческой категории.
  4. В день соревнований на каждого робота команда должна подготовить:
  5. Портативный компьютер (оргкомитет не будет выдавать компьютеры на соревнованиях, но каждая команда будет обеспечена электрической розеткой 220 В).
  6. Все необходимые материалы, такие как: робот, диск с программами, запас необходимых деталей и компонентов наборов LEGO, Tetrix и Matrix, запасные батарейки или аккумуляторы и т.д.
  7. Во время всего дня проведения состязаний запрещается использовать устройства удаленного управления, а также устройства, их заменяющие. Если будет обнаружено злонамеренное использование таких устройств, уличенная команда будет дисквалифицирована и выдворена с состязаний.
  8. В зоне состязаний (зоне сборки и полей) разрешается находиться только участникам команд (тренерам запрещено), членам оргкомитета и судьям.
  9. После старта попытки запрещается вмешиваться в работу робота. Если после старта заезда оператор без разрешения судьи коснется робота, покинувшего место старта, а также поля или любого объекта на игровом поле, робот может быть дисквалифицирован в этом раунде.
  10. Участникам команды запрещается покидать зону соревнований без разрешения члена оргкомитета.
  11. Во время проведения соревнований запрещены любые устройства и методы коммуникации. Всем, кто находится вне области состязаний, запрещено общаться с участниками. Если все же необходимо передать сообщение, то это можно сделать только при непосредственном участии члена оргкомитета.
  12. При нарушении командой одного из пунктов 3.6 или 3.9 команда получит предупреждение. При получении командой 3-х предупреждений команда будет дисквалифицирована.

8 Требования к роботу

  1. Максимальный размер робота на старте: ширина 300 мм, длина 300 мм. Ограничения на высоту робота нет.
  2. Во время попытки робот может менять свои размеры, но исключительно без вмешательства человека.
  3. Роботы не могут намеренно отделять части, или оставлять механизмы на игровом поле во время раунда. В случае, когда это произойдет, на усмотрение судьи определяется, было ли это преднамеренно или случайно. Если действие преднамеренное, или был зафиксирован факт препятствия соперникам, команда будет дисквалифицирована на время раунда или, в случаех серьезного нарушения, даже на время всего соревнования. Если действие считается случайным, отделившаяся от робота часть должна быть удалена без прерывания текущей попытки.
  4. Робот должен быть автономным, т.е. не допускается дистанционное управление роботом. Команды, нарушившие это правило, будут дисквалифицированы на время всего соревнования.
  5. Только детали и материалы перечисленные ниже, разрешены в конструкции робота. Никакие другие детали и материалы при конструировании роботов не допускаются.
    • Любые детали от LEGO, MATRIX или системы TETRIX со следующими ограничениями:
      • Не больше восьми(8) DC силовых двигателей.
      • Не больше восьми(8) сервомоторов.
      • Не более двух (2) аккумуляторных батарей, которые идентичны тем, которые поставляются в комплекте деталей.
      • Разрешается модифицировать металлические детали до любого размера.
    • Любые LEGO детали для сборки со следующими ограничениями:
      • Обязательно использование одного(1) NXT-контроллера. Только один контроллер NXT может быть использован.
      • Контроллер NXT должен получать питание от NXT аккумулятора (W979798 или W979639) или от шести (6) батарей типа АА.
      • LEGO моторы могут использоваться со следующими ограничениями (на каждый порт двигателя в NXT контроллера):
        • Один (1) сервомотор NXT (LEGO W979842)
        • Один (1) мотор XL (LEGO W778882)
        • Два (2) мотора E (LEGO W979670)
        • Два (2) мотора M (LEGO W978883)
        • Один (1) мотор E и один (1) мотор M
        • Можно использовать любое количество кабелей-переходников NXT для мотор к NXT контроллеру (LEGO W770323, W778886, или W778871)
        • ЗАПРЕЩЕНО использование батарейных блоков (LEGO W778881 или W778878)
      • Разрешены LEGO элементы из набора пневматика. Однако, команды не имеют права модифицировать эти элементы, пытаясь улучшить давление в рабочих элементах.
      • Разрешено использовать любые LEGO-сертифицированные датчики (с меткой "LEGO Mindstorms NXT Certified").
      • Разрешены любые NXT-совместимые датчики от HiTechnic, в том числе NXT Touch Sensor Multiplexer, NXT Sensor Multiplexer и платы прототипирования NXT (как требующие пайки, так и не требующие)
      • 9-вольтовый батарейный блок от HiTechnic идущий в комплекте с NXT Sensor Multiplexer. Аккумуляторный блок разрешено использовать только для питания деталей, указанных в предыдущем пункте.
      • Разрешено использовать любые сертифицированные соединительные провода к NXT контроллеру (от LEGO или HiTechnic).
      • Электронные компоненты элементы, не перечисленные выше, не разрешены к использованию. За исключением датчиков от RCX.
      • Запрещены к использованию детали LEGO Duplo
    • Какие-либо дополнительные компоненты не могут быть использованы, за исключением не функциональных деталей, используемых для украшения, с возможность их легкого демонтажа.
  6. Функция Bluetooth в NXT контроллере должна быть выключена. Загрузка программы должна осуществляться через кабель USB.
  7. На всероссийском этапе нет ограничений на среды программирования.
  8. В памяти робота, разрешено использовать несколько программ, но запрещено вводить дополнительные данные после запуска программы (нажимать какие либо кнопки). В зачётных попытках участникам разрешается выбрать какую-либо одну программу, и запустить ее на микрокомпьютере, либо запустить программу и после этого только один раз активировать датчик касания для запуска робота.
  9. Робот, не соответствующий требованиям, не будет допущен к участию в соревнованиях, либо результат робота будет аннулирован.


* Пункты регламента, отмеченные символом звездочки, могут быть отменены или изменены оргкомитетом конкретного этапа соревнований.