Соревнования ROBOTRAFFIC впервые были разработаны в 2010 году, с тех пор они стали международными и проводятся ежегодно.

Основная цель соревнований – повысить культуру вождения среди будущих водителей. Поэтому инициаторы и разработчики соревнований ставят перед их участниками, учащимися старших классов и студентами, задачу создать автономную модель робота с компьютерным управлением, который будет двигаться по заданной траектории, соблюдая правила дорожного движения.

Конкурс призван не только наглядно продемонстрировать необходимость соблюдения ПДД, но и пробудить у студентов и старшеклассников интерес к получению дополнительных знаний и навыков в области машиностроения, электротехники, радиоэлектроники и программирования с целью проектирования и сборки сложных роботизированных систем. 

Общие положения

  1. Победители определяются отдельно по категориям A, B и C согласно правилам данной категории.
  2. Абсолютным победителем соревнований объявляется команда, получившая наименьший результат по сумме зачетных баллов во всех категориях соревнований (A, B, C и D). Зачетные баллы в отдельных категориях вычисляются по формулам:
    • категория А: место команды * 2;
    • категория В: место команды * 1,5;
    • категория C: место команды * 0,5;
    • категория D: место команды * 1;
  3. Команда, не участвовавшая или снятая с соревнований решением судейской коллегии в любой из категорий, не участвует в абсолютном зачёте.

Конкурсные категории

  1. Движение по модели городского транспортного движения с соблюдением ПДД.
  2. Движение с максимальной скоростью по гоночной трассе.
  3. Конкурс инженерных предложений по повышению безопасности транспортного движения.
  4. Тест по правилам ПДД.

Регламент проведения заездов

  1. «Автономный режим» – свойство ТС, выражающееся в способности функционировать в течение заезда независимо, без помощи каких-либо вспомогательных внешних систем, за исключением интерактивных устройств, являющихся неотъемлемой частью модели городского транспортного движения и гоночной трассы.
  2. Команда имеет право производить любые действия со своим ТС до соревнований и во время тренировочных заездов, направленные на повышение результативности робота и непротиворечащие настоящим правилам.
  3. Каждая команда имеет по 2 попытки в категориях A и B.
  4. В категориях A и B учитывается лучший результат из 2-х попыток.
  5. «Начало движения» ТС в заезде – ТС должно начать движение при включении зеленого сигнала светофора.
  6. «Окончание заезда» в категории «A» фиксируется по следующим событиям:
    • истечение 3 минут – максимальное время выполнения задания;
    • неспособность обоих участвующих в заезде ТС продолжать движение более 30 секунд подряд;
    • невозможность продолжения заезда по техническим причинам;
    • по решению судьи.
  7. В случае выхода из строя ТС одной из команд по вине ТС соперника пострадавшей стороне предоставляется время на ремонт и возможность провести заезд.
  8. В случае если команда осталась по каким-либо причинам без соперника, организаторы соревнований предоставляют ТС для проведения заезда.

Регламент проведения тренировок

  1. На тренировочные заезды отводится 1 час.
  2. Для проведения тренировочных заездов командам предоставляется время дважды – перед 1-ой попыткой и перед 2-ой.
  3. Право на тренировочный заезд предоставляется в порядке общей очереди. Для попытки отводится не более 2-х минут.

Регламент проведения соревнований

  • 1 день соревнований:
    • Регистрация (9:00- 9:40)
    • Открытие (9:40 – 10:00)
    • Категория А (10:00- 13:00)
      • 1 подготовка - 1 час
      • 1 попытка - 30 мин
      • 2 подготовка - 1 час
      • 2 попытка - 30 мин
    • Перерыв 13:00-14:00
    • КатегорияВ (14:00- 16:30)
      • 1 подготовка - 1 час
      • 1 попытка -15 мин
      • 2 подготовка - 1 час
      • 2 попытка - 15 мин
  • 2 день соревнований:
    • Категория D (10:00 - 11:00)
      • выполнение теста по правилам дорожного движения России
    • Категория С (11:00 - 12:00)
      • подведение итогов заочного конкурса, обратная связь по конкурсным работам и рекомендации по защите работ в очном режиме.
    • Показательные выступления зарубежных команд по правилам соревнований международного Robotraffic (12:00 - 13:00)
    • Подведение итогов и награждение победителей (13:00 - 13:30)

Оборудование

  • Все оборудование для участия в соревнованиях команда изготавливает самостоятельно из приобретенных комплектующих.
  • Полe с трассой №1 – модель городской дороги с перекрёстком. Размеры поля 4500мм на 4500мм. Ширина чёрной линия 50мм.
  • Полe с трассой №2 – модель гоночной трассы.
  • Макеты полей-трасс будут представлены позднее.
  • Транспортное средство – модель колёсного ТС, приводимого в движение электродвигателем, с рулевым управлением способом поворота управляемых колёс, управляемая микроконтроллером в автономном режиме (самодельное или модернизированное готовое изделие).
  • К участию в соревнованиях допускаются ТС,размеры которых: длина не более 450 мм, ширина – не более 210 мм.
  • Команда при создании ТС может ориентироваться на предлагаемые комплектующие (Приложение 1), но может использовать в конструкции ТС любые самодельные или готовые узлы и детали.
  • Каждый сигнал светофора или их сочетание сопровождается передачей уникального кода навстречу движению ТС в ИК-диапазоне по протоколу IrDA SIR.
  • Дорожные знаки: («Стоп», «Пешеходный переход» и др.)
  • Каждый дорожный знак передаёт навстречу движению ТС свой уникальный код в ИК-диапазоне по протоколу IrDA SIR.
  • Модель «Пешехода»
  • Модель «Пешехода» представляет собой неожиданно появляющееся препятствие на пути следования ТС.
  • Коды будут опубликованы не позднее 11 марта.
  • Светофоры, дорожные знаки, модель пешехода изготавливаются командой самостоятельно, ориентируясь на предлагаемые комплектующие и соблюдая перечисленные параметры (Приложение 2).
  • Количество и качество перечисленного оборудования команда определяет самостоятельно, исходя из соображений целесообразности и необходимости отладки ТС и программного алгоритма

Правила соревнований по категориям и подсчёт очков

Категория А. Движение по модели городского транспортного движения с соблюдением ПДД

  • Техническая задача: создать автономное роботизированное транспортное средство, способное самостоятельно передвигаться, являясь частью модели городского транспортного движения, соблюдая правила дорожного движения. ТС должно двигаться, соблюдая безопасную дистанцию, в соответствии с разметкой «дороги», дорожными знаками, сигналами светофоров, а также учитывать текущую ситуацию на «дороге» и возможных «пешеходов».
  • Во время проведения заезда два ТС автономно и одновременно движутся встречно-параллельными курсами по модели городского уличного движения, соблюдая правила дорожного движения (трасса №1).
  • ТС должно проехать не менее 3-х кругов, за прохождение трассы в соответствии с правилами команде начисляется 120 баллов.
  • За нарушение ПДД при движении начисляются штрафные баллы.
  • Штрафные баллы:
    • Представитель команды может помочь ТС во время заезда сдвинуться с места не ранее, чем через 5 секунд после неоправданной дорожной ситуацией остановки, за что начисляется 5 штрафных баллов за каждый акт помощи.
    • Действия ТС одной из участвующих в заезде команд привели к выходу из строя ТС соперника илимодели городского транспортного движения – 120 баллов.
    • Проезд стоп-линии на красный свет светофора – 15 баллов.
    • Если ТС не остановилось на стоп-линии возле знака STOP на некоторое время, например 5 секунд, то команде начисляется 15 штрафных баллов.
    • Невыполнение предписания дорожного знака – 4 балла.
    • Неоправданная дорожной ситуацией остановка более 5 секунд – 4 балла.
    • Неоправданная дорожной ситуацией остановка на перекрёстке – 5 баллов.
    • Столкновение с другим автомобилем – 5 баллов.
    • Столкновение с другим автомобилем на перекрёстке – 7 баллов.
    • Выезд на пешеходный переход без предварительного торможения – 5 баллов.
    • Наезд на пешехода – 15 баллов.
    • Фальстарт – 3 балла. Заезд обоих ТС начинается заново.
    • Отсутствие корпуса на ТС – 1 балл.
    • Выезд на встречную полосу движения – 10 баллов.
  • Условия проведения:
    • Время заезда – 3 мин.
    • Для идентификации ТС во время заезда команда должна иметь с собой два флажка (красный и синий) с названием команды. В соответствии с цветом стартовой площадки один из флажков устанавливается на ТС.
    • Каждая команда имеет 2 попытки, в зачет принимается лучшая из них.
    • На поле может находиться только один представитель от каждой команды во время проведения заезда.
    • Категорически запрещается менять конструкцию модели городского уличного движения – менять расположение знаков, светофоров и иных приспособлений, настраивая их «под себя». Нарушение этого правила влечет снятие команды с соревнований в данной категории.
  • Определение победителей:
    • Выигрывает команда с лучшим результатом (наименьшее число штрафных баллов) из 2-х попыток.
    • В случае равного количества штрафных баллов, выигрывает команда, чей автомобиль преодолел большее число «кругов».

Категория B. Движение с максимальной скоростью по гоночной трассе.

  • ТС должно за наименьшее время проехать вдоль траектории (трасса №2), не покидая ее.
  • ТС, находясь в зоне старта, ожидает«Зелёного»сигнала светофорадля начала движения.
  • Попытка команды считается совершенной, если ее ТС, не начало движение по сигналу светофора в течении 5 сек.
  • Одновременно по трассе движется два ТС.
  • Каждая команда имеет 2 попытки, в зачет принимается лучшая из них.
  • Команда, чей автомобиль является самым быстрым, является победителем.

Категория C. Конкурс инженерных предложений по повышению безопасности транспортного движения

  • Конкурс представляет из себя презентацию-защиту собственной идеи по обеспечению безопасности существующего транспортного движения или перспективных роботизированных транспортных систем.
  • Презентация должна состоять из слайдов, описывающих:
    • Название работы и авторов
    • Проблема, для решения которой предлагается техническое решение;
    • Представление идеи в наглядном виде (фото модели, чертеж, схема или др.);
    • Описание принципа работы;
    • Прикладное назначение и область использования.
  • В 2014 году конкурс проводится заочно. Презентации принимаются в формате ppt, pptx, pdf.
  • Критерии оценки:
    • Оригинальность идеи.
    • Понимание проблемы и предлагаемого решения.
    • Практическая значимость предлагаемого решения.
    • Эффективность применения для улучшения безопасности ДД.
    • Совершенство алгоритма, если таковой необходим.
    • Выразительность выступления (при очной защите).
    • Наличие электронных материалов, поддерживающих презентацию и включающих дополнительные материалы (схемы, чертежи, программы, если необходимо).
    • Дополнительные баллы будут начислены при наличии прототипа или демонстрации (фото, видео) макета, рабочей модели.

Категория D. Тест по правилам ПДД

  • Необходимо ответить на 20 вопросов по ПДД из следующих разделов Правил дорожного движения Российской федерации от 2013 года (последняя редакция):
    • Общие положения;
    • Общие обязанности водителей;
    • Обязанности пешеходов;
    • Сигналы светофора и регулировщика;
    • Проезд перекрестков;
    • Дорожные знаки
  • За правильный ответ начисляется - 2 балла.
  • Заработанные баллы учитываются при общем зачете.