Распечатать
Это окончательная версия правил всероссийского этапа Олимпиады.
Уточнения выделены желтым фоном.

1. Дополнительное задание

1.1. Дополнительное задание будет объявлено до начала состязания (перед периодом сборки и отладки).

1.2. Содержание дополнительного задания будет выдано каждой команде в письменном виде.

2. Требования к материалам, оборудованию и программному обеспечению

2.1. Контроллер, моторы и датчики, используемые при сборке робота, должны быть из наборов LEGO® MINDSTORMS™ (NXT или EV3), дополнительно разрешается использовать датчики цвета HiTechnic и датчик освещенности SmartBricks. Для сборки остальных частей робота могут быть использованы другие элементы марки LEGO®. В конструкции допустимо использование канцелярских резинок.

2.2. Не разрешается использовать винты, клей, клейкую ленту и резинки (в т.ч. LEGO) для закрепления деталей робота. Нарушение этого правила приведет к дисквалификации.

2.3. Использование деталей, не указанных в правилах, других производителей, кроме как LEGO® и HiTechnic, не допускается. Командам не разрешается модифицировать исходные детали (например, контроллеры EV3, NXT, моторы, датчики и т.п.). Робот, в конструкции которого использованы модифицированные детали, будет дисквалифицирован.

2.4. Разрешенные датчики и моторы:

image002.png image008.png image009.png
9842 – NXT Сервомотор 45502 – EV3 Большой мотор 45503 – EV3 Средний мотор
image003.png image013.png image015.png
9843 – NXT Датчик касания 44507 – EV3 Датчик касания 45505 – EV3 Гироскопический датчик
image006.png image011.png image014.png
9846 – NXT Ультразвуковой датчик 45504 – EV3 Ультразвуковой датчик 44509 – EV3 Инфракрасный датчик
image007.png image012.png image016.png
9694 – NXT Датчик цвета 44506 – EV3 Датчик цвета NCO1038 – HiTechnic Датчик цвета V2
image004.png
image005.png
image018.png
9844 – NXT Датчик освещенности
9845 – NXT Датчик звука
ДСА-01 – Smartbricks Датчик освещенности

2.5. Для программирования робота можно использовать любое программное обеспечение. Однако на международном этапе есть ограничения на используемое программное обеспечение (см. General Rules WRO).

3. Требования к роботу

3.1. Максимальный размер робота на момент начала попытки должен составлять 250мм х 250мм х 250мм. После начала попытки размеры робота не ограничены.

3.2. Командам разрешается использовать только один контроллер (NXT или EV3).

3.3. Количество используемых моторов и датчиков не ограничено.

3.4. Модули Bluetooth и Wi-Fi должны оставаться в выключенном состоянии в течение всего состязания.

3.5. Разъемами USB и mini-USB можно пользоваться только в период отладки (сборки).

3.6. Использование SD-карт для хранения программ на роботе разрешено. SD-карты должны быть вставлены в робота до периода карантина и должны оставаться в роботе в течение всего раунда.

3.7. Если правила состязания предполагают наличие реквизита состязания в роботе перед попыткой, то количество реквизита в роботе при сдаче в карантин не должно быть больше количества, которое допустимо иметь в роботе перед попыткой. Если правила состязания не предполагают наличия реквизита в роботе перед попыткой, то в роботе не должны быть элементы, аналогичные реквизиту состязания. Перечень реквизита состязания приведен в правилах соответствующего состязания.

3.8. Роботы, несоответствующие требованиям, не допускаются к участию в состязании.

4. Схема проведения состязаний

4.1. Состязания состоят не менее чем из двух раундов, периода сборки и отладки (проводится только перед первым раундом), периодами отладки (проводятся перед остальными раундами). Точное количество раундов определяется организационным комитетом по завершении регистрации участников на мероприятие.

4.2. Каждая команда вызывается для проведения одной попытки в течение одного раунда, в котором используются одинаковые для всех команд условия состязания.

4.3. Схема проведения каждого состязания выглядит следующим образом:

• Квалификационный тур (несколько раундов);

• Финальный тур (2 раунда);

• Суперфинал (раунды за 1-2 и 3-4 места).

4.4. Время, в течение которого команды могут заниматься конструированием, программированием и тестированием роботов, распределяется следующим образом:

• Период сборки и отладки перед Раундом 1 Квалификационного тура - 150 минут;

• Период отладки перед Раундом 2 Квалификационного тура - 45 минут;

• Период отладки перед Раундом 3 Квалификационного тура (в случае проведения) - 30 минут;

• Период отладки перед Раундом 1 Финального тура - 30 минут;

• Период отладки перед Раундом 2 Финального тура - 15 минут;

• Период отладки перед Суперфиналом - 15 минут.

5. Определение победителя состязания

5.1. По завершении Квалификационного или Финального тура состязания у каждой команды определяется рейтинг ее попыток на основании количества баллов (от наибольшего к наименьшему), однако если количество баллов в попытках одинаковое, то эти попытки ранжируются по времени их выполнения (от наименьшего к наибольшему):

• Лучшая попытка 1;

• Лучшая попытка 2;

• Лучшая попытка 3 (в случае проведения).

Лучшая попытка 1 – это попытка с наибольшим количеством баллов и наименьшим временем.

5.2. По итогам Квалификационного тура составляется рейтинг команд на основании следующих критериев (в порядке приоритета):

• Количество баллов Лучшей попытки 1;

• Количество баллов Лучшей попытки 2;

• Количество баллов Лучшей попытки 3 (в случае проведения);

• Время выполнения Лучшей попытки 1;

• Время выполнения Лучшей попытки 2;

• Время выполнения Лучшей попытки 3 (в случае проведения).

5.3. TOP лучших команд Квалификационного тура проходят в Финальный тур. Квота для Финального тура определяется оргкомитетом и объявляется по завершении регистрации на мероприятие.

5.4. По итогам Финального тура составляется рейтинг команд на основании следующих критериев (в порядке приоритета):

• Количество баллов Лучшей попытки 1;

• Время выполнения Лучшей попытки 1;

• Количество баллов Лучшей попытки 2;

• Время выполнения Лучшей попытки 2.

5.5. TOP 4 лучших команд Финального тура проходят в Суперфинал.

5.6. 3ье, 4ое места и 1ое, 2ое места окончательно определяются по результатам Раунда за 3-4 место и Раунда за 1-2 место соответственно, на основании следующих критериев (в порядке приоритета):

• Количество баллов;

• Время выполнения.

5.7. Команда, выигравшая в Раунде за 1-2 место, считается победителем состязания.

6. До начала состязания

6.1. Каждая команда готовится к началу состязания на рабочем месте, отведенном организаторами специально для этой команды. Каждой команде будет отведено свое рабочее место в зоне состязания.

6.2. Командам не разрешается касаться полей состязания.

6.3. Команды должны подготовить роботов к сборке до начала проверки в соответствии со следующими требованиями:

• Все детали конструкции робота должны быть в исходном состоянии (каждая деталь отдельно от другой). Например, шина не может быть надета на колесный диск.

6.4. Проверка готовности команды осуществляется следующим образом:

• Участники команды не могут прикасаться к деталям или компьютеру с момента начала проверки и до объявления о начале состязания.

• Команды должны продемонстрировать, что все детали отделены друг от друга.

• Судьи проверяют состояние деталей и соблюдение иных требований к материалам, оборудованию, используемых командой. При отсутствии нарушений команда будет допущена до участия в состязании.

6.5. Состязание (соответственно, период сборки и отладки) начинается только после официального объявления.

6.6. Все участники должны находиться на своих рабочих местах и ждать объявления о начале состязания.

7. Во время периода отладки (сборки)

7.1. Как только начало состязания официально объявлено, команды могут немедленно приступить к сборке и отладке роботов.

7.2. Команды не могут собирать роботов за пределами своего рабочего места и вне времени, отведенного на конструирование, программирование и тестирование роботов.

7.3. Командам не разрешается использовать любого вида инструкции, помогающие в сборке робота (например, бумажного или электронного вида).

7.4. Командам будет даваться время на конструирование, программирование и тестирование роботов до начала каждого раунда.

7.5. Участники должны оставить на роботе только одну загруженную программу под названием «Run» в папке «Software Files» (для микрокомпьютера NXT) или только один загруженный проект под названием «WRO2016», в котором основным исполняемым файлом должен быть файл под названием «Run» (для микрокомпьютера EV3), прежде чем поместить робота в зону карантина для проверки.

7.6. По окончании периода отладки (сборки) команды должны поместить роботов в зону карантина на место, отведенное организаторами специально для робота команды, и в том состоянии, которое будет использоваться для начала попытки.

8. Во время периода карантина

8.1. Участникам не разрешается модифицировать или менять робота по завершении периода отладки (сборки). Например, во время проверки командам запрещено загружать программы в робота или менять батарейки. Однако во время «карантина» разрешено заряжать батарейки.

8.2. В период карантина командам не разрешается покидать зону состязания.

8.3. Судьи проверяют роботов на соответствие установленным требованиям, в частности, требованиям к размеру. Если робот успешно прошел проверку, он будет допущен к участию в раунде.

8.4. Если при проверке было выявлено нарушение, судья даст команде три минуты на его устранение. Если за отведенное время нарушение не было устранено, команда не сможет продолжить участие в раунде.

9. Подготовка к выполнению попытки

9.1. Команды последовательно вызываются по списку, берут своего робота из зоны карантина и подходят к своему полю состязания для выполнения попытки.

9.2. Робот должен быть помещен в зону старта таким образом, чтобы никакая часть робота не выступала за пределы зоны старта.

9.3. Микрокомпьютер EV3/NXT должен быть выключен. Участникам разрешается производить физическую настройку робота. Во время физической настройки участники могут проверить корректность конструкции и подключения кабелей.

9.4. Однако, запрещено вводить данные в программу, меняя положение или ориентацию деталей робота. Если судья распознает подобное действие, команда может быть дисквалифицирована от участия в состязании.

9.5. Как только участники произвели все необходимые физические настройки, изменять положение робота запрещено. Состояние робота после настройки должно соответствовать состоянию робота при сдаче в карантин. Далее судья дает сигнал для включения робота и для поиска программы (но не для запуска). Участникам рекомендуется предусмотреть доступность кнопок, отвечающих за поиск и запуск программы.

9.6. Судья имеет право провести проверку микрокомпьютера до запуска робота. При выявлении более чем одного исполняемого файла (на микрокомпьютере NXT) или проекта (на микрокомпьютере EV3) участник обязан удалить все файлы, нарушающие требования. После проверки участники повторно готовят робота к старту.

9.7. Участники должны дождаться сигнала судьи к старту прежде чем привести робота в движение (запустить программу).

9.8. Время попытки ограничено и указано в правилах соответствующего состязания. Отсчет времени начинается с того момента, когда судья дает сигнал к старту.

10. Во время попытки

10.1. В течение попытки участникам запрещается выполнять какие-либо действия, которые могут мешать или помогать роботу, а также запрещено использование любых средств радиосвязи, дистанционного управления и проводных систем управления. Команды, нарушившие данное правило, будут дисквалифицированы и должны покинуть зону состязания.

10.2. Робот должен работать автономно и завершить задание самостоятельно. Если во время попытки участник команды коснется поля, робота или реквизита состязания, находящихся на поле, то попытка будет завершена, а ее результат аннулирован.

11. По завершении попытки

11.1. По завершении попытки участник должен остановить робота вручную по разрешению судьи, если робот не может остановиться самостоятельно.

11.2. По завершении попытки судья фиксирует в протоколе длительность и результат выполнения задания роботом и возможные нарушения.

11.3. Судьи заполняют протокол после каждой попытки. Команда должна проверить и подписать протокол при отсутствии претензий к корректности заполнения протокола.

11.4. Затем команда должна вернуть робота в зону карантина. Робот остается в карантине до окончания раунда.

12. По завершении Квалификационного тура

12.1. По результатам Квалификационного тура судейская коллегия определяет TOP лучших команд, которые проходят в Финальный тур.

12.2. Все команды должны оставить роботов в зоне карантина до объявления списка команд, прошедших в Финальный тур.

12.3. Список команд, прошедших в Финальный тур, объявляется непосредственно перед началом первого периода отладки Финального тура.

12.4. Команды, не прошедшие в Финальный тур, должны покинуть зону состязания до начала периода отладки Финального тура.

13. По завершении Финального тура

13.1. По результатам Финального тура судейская коллегия определяет TOP лучших команд, которые проходят в Суперфинал.

13.2. Все команды должны оставить роботов в зоне карантина до объявления списка команд, прошедших в Суперфинал.

13.3. Список команд, прошедших в Суперфинал, объявляется непосредственно перед началом первого периода отладки Суперфинала.

13.4. Команды, не прошедшие в Суперфинал, должны покинуть зону состязания до начала периода отладки Суперфинала.

14. Во время состязания запрещено:

14.1. Приносить сотовый телефон или проводные/беспроводные средства связи в зону состязания.

14.2. Приносить еду или напитки в зону состязаний.

14.3. Выносить компьютеры за пределы зоны состязания во время их проведения.

14.4. Использовать любые средства и способы связи во время состязаний. Лицам, находящимся за пределами зоны состязаний, также запрещено контактировать с участниками. Команды, нарушившие данное правило, будут дисквалифицированы и должны немедленно покинуть состязания. Если участникам необходимо связаться, то организаторы могут разрешить участникам команды общение с другими, но под контролем организаторов состязаний, или путем передачи записки по разрешению судей.

Вопросы можно оставлять на соответствующем форуме.
Обновлено : 24.03.2016 00:59:08