Распечатать

Это правила заключительного этапа Всероссийской Робототехнической Олимпиады 2017. Правила регионального этапа ВРО размещены в разделе РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ. Правила международного этапа WRO размещены в разделе WRO.

Полезные ссылки для заключительного этапа Олимпиады:

Общие правила Олимпиады [обсудить на форуме]

Общие правила Студенческой категории

[обсудить на форуме]

1. Дополнительное задание

1.1. Дополнительное задание не предусмотрено.

2. Требования к материалам, оборудованию и программному обеспечению

2.1. Контроллеры, используемые в роботах, должны быть от компании NI (National Instruments) MyRIO, или KNR (на основе MyRIO), или от компании LEGO® MINDSTORMS ™ EV3.

    • Основной аппарат принятия решений должен находиться на этом контроллере
    • При использовании EV3, контроллеры могут соединены последовательно (daisy-chained)
    • Arduino, Raspberry Pi и другие устройства, имеющие собственную операционную систему, не разрешены

ПРИМЕЧАНИЕ: 2017 - последний год, когда контроллеры EV3 могут быть использованы. Начиная с 2018 года будут разрешены только контроллеры MYRIO или KNR.

MyRIO.png

MyRIO

KNR.png

KNR (на основе MyRIO)

EV3.png

EV3 x 2

2.2. Робот может быть собран только из деталей MATRIX или TETRIX

    • Детали LEGO могут быть использованы только для крепления электронных устройств марки LEGO (и совместимых с LEGO) к роботу.
    • Для фиксации кабелей разрешены изоляционная лента или нейлоновые стяжки (кабельные стяжки)
    • Модификация деталей Matrix или TETRIX не допустима. Однако разрешено распилить или просверлить деталь, если необходимо прикрепить мотор или датчик к роботу.
    • Детали, напечатанные на 3D-принтере или сделанные из акрила/дерева, не разрешены, за исключением случаев, когда они используются в качестве корпуса датчика или мотора, для того чтобы позволить прикрепить датчик/мотор к детали Matrix/TETRIX.

Matrix.png

MATRIX

TETRIX.png

TETRIX

*Запрещается вносить какие-либо изменения в любые материалы от MATRIX или TETRIX.

2.3. Для программирования робота можно использовать любое программное обеспечение. Однако на международном этапе есть ограничения на используемое программное обеспечение (см. General Rules в разделе WRO).

2.4. Команды могут использовать любые датчики на свой выбор – нет никаких ограничений по брендам, функциям или количеству используемых датчиков. Камеры считаются датчиками.

2.5. Команды могут использовать любые моторы и сервомоторы на свой выбор – нет никаких ограничений по брендам, функциям или количеству используемых моторов и сервомоторов.

2.6. Команды могут использовать любые аккумуляторы на свой выбор – нет никаких ограничений по брендам, функциям или количеству используемых аккумуляторов.

2.7. Команды могут использовать только один контроллер, если это myRIO или KNR, и максимум два контроллера, если это EV3.

2.8. Команды не могут использовать гидравлическое или барометрическое давление.

2.9. Роботы могут быть собраны до соревнований.

2.10. Защитные очки должны быть надеты в зоне соревнований постоянно.

3. Требования к роботу

3.1. Максимальный размер робота до начала выполнения задания 450мм х 450мм х 450мм. Дополнительные требования к размерам робота описаны в правилах состязания.

3.2. Модули Bluetooth и WI-FI должны быть отключены в течение всего периода соревнований.

3.3. Если правила состязания предполагают наличие реквизита состязания в роботе перед попыткой, то количество реквизита в роботе при сдаче в карантин не должно быть больше количества, которое допустимо иметь в роботе перед попыткой. Если правила состязания не предполагают наличия реквизита в роботе перед попыткой, то в роботе не должны быть элементы, аналогичные реквизиту состязания. Перечень реквизита состязания приведен в правилах соответствующего состязания.

3.4. К участию допускаются только наземные роботы.

3.5. Роботы, несоответствующие требованиям, не допускаются к участию в состязании.

4. Схема проведения состязаний

4.1. Состязание состоит не менее чем из двух раундов, каждому из которых предшествует период отладки. Точное количество раундов определяется организационным комитетом по завершении регистрации участников на мероприятие.

4.2. Для одного раунда используются одинаковые для всех команд условия состязания.

4.3. Каждая команда вызывается для проведения одной попытки в течение одного раунда.

4.4. Схема проведения состязания выглядит следующим образом:

    • Квалификационный тур (несколько раундов)
    • Финальный тур (2 раунда)

4.5. Время, в течение которого команды могут заниматься конструированием, программированием и тестированием роботов, распределяется следующим образом:

    • Период отладки перед Раундом 1 Квалификационного тура - 90 минут;
    • Период отладки перед Раундом 2 Квалификационного тура - 60 минут;
    • Период отладки перед Раундом 3 Квалификационного тура (в случае проведения) - 30 минут;
    • Период отладки перед Раундом 1 Финального тура - 60 минут;
    • Период отладки перед Раундом 2 Финального тура - 30 минут.

5. Определение победителя состязания

5.1. По завершении Квалификационного тура состязания у каждой команды определяется рейтинг ее попыток на основании количества баллов (от наибольшего к наименьшему), однако если количество баллов в попытках одинаковое, то эти попытки ранжируются сначала по критерию «Баллы за ряд», а затем по времени их выполнения (от наименьшего к наибольшему):

    • Лучшая попытка 1;
    • Лучшая попытка 2;
    • Лучшая попытка 3 (в случае проведения).

Лучшая попытка 1 – это попытка с наибольшим количеством баллов, наибольшим количеством баллов по критерию "Баллы за ряд" и наименьшим временем.

5.2. По итогам Квалификационного тура составляется рейтинг команд на основании следующих критериев (в порядке приоритета):

    • Количество баллов Лучшей попытки 1;
    • Количество баллов Лучшей попытки 2;
    • Количество баллов Лучшей попытки 3 (в случае проведения);
    • Количество баллов по критерию "Баллы за ряд" Лучшей попытки 1;
    • Количество баллов по критерию "Баллы за ряд" Лучшей попытки 2;
    • Количество баллов по критерию "Баллы за ряд" Лучшей попытки 3 (в случае проведения);
    • Время выполнения Лучшей попытки 1;
    • Время выполнения Лучшей попытки 2;
    • Время выполнения Лучшей попытки 3 (в случае проведения).

TOP лучших команд Квалификационного тура проходят в Финальный тур. Квота для Финального тура определяется оргкомитетом и объявляется по завершении регистрации на мероприятие.

5.3. По завершении Финального тура состязания у каждой команды определяется рейтинг ее попыток на основании количества баллов (от наибольшего к наименьшему), однако если количество баллов в попытках одинаковое, то эти попытки ранжируются сначала по критерию «Баллы за ряд», а затем по времени их выполнения (от наименьшего к наибольшему):

    • Лучшая попытка 1;
    • Лучшая попытка 2.

Лучшая попытка 1 – это попытка с наибольшим количеством баллов, наибольшим количеством баллов по критерию "Баллы за ряд" и наименьшим временем.

5.4. По итогам Финального тура составляется рейтинг команд на основании следующих критериев (в порядке приоритета):

    • Количество баллов Лучшей попытки 1;
    • Количество баллов Лучшей попытки 2;
    • Количество баллов по критерию "Баллы за ряд" Лучшей попытки 1;
    • Количество баллов по критерию "Баллы за ряд" Лучшей попытки 2;
    • Время выполнения Лучшей попытки 1;
    • Время выполнения Лучшей попытки 2.

5.5. Команда, занимающая наивысшую позицию рейтинга Финального тура, считается победителем состязания.

6. До начала состязания

6.1. Каждая команда готовится к началу состязания на рабочем месте, отведенном организаторами специально для этой команды. Каждой команде будет отведено свое рабочее место в зоне состязания.

6.2. Командам не разрешается касаться полей состязания.

6.3. Команды должны подготовить роботов для проверки до начала состязания.

6.4. Судьи будут проверять роботов на соблюдение требований к материалам, оборудованию, используемых командой. При отсутствии нарушений команда будет допущена до участия в состязании.

6.5. Состязание (соответственно, период отладки) начинается только после официального объявления.

6.6. Все участники должны находиться на своих рабочих местах и ждать объявления о начале состязания.

7. Во время периода отладки

7.1. Как только начало состязания официально объявлено, команды могут немедленно приступить к отладке роботов.

7.2. Команды не могут работать над роботами вне времени, отведенного на конструирование, программирование и тестирование роботов.

7.3. Командам будет даваться время на конструирование, программирование и тестирование роботов до начала каждого раунда. Участники могут использовать это время для тренировки на своих рабочих местах, или провести одну тренировочную игру на поле по очереди, или провести замеры в зоне соревнований при условии, что участники не мешают тренировке других.

7.4. (только для роботов на базе EV3) Прежде чем поместить робота в зону карантина для проверки, на него должна быть загружена только одна программа под названием "run2017". Если создание папок проектов возможно, то папка должна носить имя "WRO2017". Другие файлы, например подпрограммы, могут находиться в той же папке, но исполнение этих файлов не допустимо.

7.5. По окончании периода отладки команды должны поместить роботов в зону карантина на место, отведенное организаторами специально для робота команды, и в том состоянии, которое будет использоваться для начала попытки.

8. Во время периода карантина

8.1. Участникам не разрешается модифицировать или менять робота по завершении периода отладки. Например, во время проверки командам запрещено загружать программы в робота или менять батарейки. Однако во время «карантина» разрешено заряжать батарейки.

8.2. В период карантина командам не разрешается покидать зону состязания.

8.3. Судьи проверяют роботов на соответствие установленным требованиям, в частности, требованиям к размеру. Если робот успешно прошел проверку, он будет допущен к участию в раунде.

8.4. Если при проверке было выявлено нарушение, судья даст команде три минуты на его устранение. Если за отведенное время нарушение не было устранено, команда не сможет продолжить участие в раунде.

9. Подготовка к выполнению попытки

9.1. Команды последовательно вызываются по списку, берут своего робота из зоны карантина и подходят к своему полю состязания для выполнения попытки.

9.2. Время подготовки перед каждой попыткой не может превышать 90 секунд.

9.3. Робот должен быть помещен в зону старта таким образом, чтобы проекция робота никакой частью не выступала за пределы зоны старта.

9.4. Робот должен быть выключен. Участникам разрешается производить физическую настройку робота в зоне старта. Во время физической настройки участники могут проверить корректность конструкции и подключения кабелей.

9.5. Однако, запрещено вводить данные в программу, меняя положение или ориентацию деталей робота, производя калибровку датчиков робота или посредством фотографирования. Если судья распознает подобное действие, команда может быть дисквалифицирована.

9.6. Как только участники произвели все необходимые физические настройки, изменять положение робота запрещено. Состояние робота после настройки должно соответствовать состоянию робота при сдаче в карантин. Далее судья дает сигнал для включения робота и для поиска программы (но не для запуска). Участникам рекомендуется предусмотреть доступность кнопок, отвечающих за поиск и запуск программы.

9.7. (только для роботов на базе EV3) Как только участники произвели все необходимые физические настройки, судья дает сигнал для включения микрокомпьютера EV3/NXT и для выбора программы (но не для запуска). Затем судья спросит команду о способе запуска робота. Есть два возможных случая:

a. робот приводится в движение сразу же после запуска программы.

b. робот приводится в движение после нажатия центральной кнопки, другие кнопки и датчики не могут быть использованы для запуска.

В случае a) судья подает сигнал для старта, и участник команды запускает программу. В случае b) участник команды запускает программу и ждет начала ее выполнения. В этот момент не допустимо менять положение робота или его частей. Затем судья подает сигнал для старта, и участник команды нажимает на центральную кнопку, чтобы запустить робота.

9.8. (только для роботов на базе myRIO/KNR) Как только участники произвели все необходимые физические настройки, судья спросит команду о способе запуска робота. Есть два возможных случая:

a. робот приводится в движение сразу же после включения питания.

b. робот приводится в движение после нажатия кнопки на контроллере.

В случае a) судья подает сигнал для старта, и участник команды включает робота. В случае b) участник команды включает питание главного контроллера и драйверов моторов. В этот момент не допустимо менять положение робота или его частей. Затем судья подает сигнал для старта, и участник команды нажимает на кнопку, чтобы запустить робота.

9.9. Участники должны дождаться сигнала судьи к старту, прежде чем привести робота в движение.

9.10. Время попытки ограничено и указано в правилах соответствующего состязания. Отсчет времени начинается с того момента, когда судья дает сигнал к старту.

10. Во время попытки

10.1. В течение попытки участникам запрещается выполнять какие-либо действия, которые могут мешать или помогать роботу, а также запрещено использование любых средств радиосвязи, дистанционного управления и проводных систем управления. Сюда также относится ввод данных в программу путем передачи визуальных, звуковых или иных сигналов роботу во время попытки. Команды, нарушившие данное правило, будут дисквалифицированы и должны покинуть зону состязания.

10.2. Робот должен работать автономно и завершить задание самостоятельно. Если во время попытки участник команды коснется поля, робота или реквизита состязания, находящихся на поле, то попытка будет завершена, а ее результат аннулирован.

10.3. Если во время выполнения задания возникает неопределенная ситуация, окончательное решение принимает судья. Решение будет смещено в сторону худшего результата, возможного в данной ситуации.

10.4. Попытка закончится в случаях, описанных в правилах состязания.

11. По завершении попытки

11.1. По завершении попытки участник должен остановить робота вручную по разрешению судьи, если робот не может остановиться самостоятельно.

11.2. По завершении попытки судья фиксирует в протоколе длительность и результат выполнения задания роботом и возможные нарушения.

11.3. Судьи заполняют протокол после каждой попытки. Команда должна проверить и подписать протокол при отсутствии претензий к корректности заполнения протокола.

11.4. Затем команда должна вернуть робота в зону карантина. Робот остается в карантине до окончания раунда.

12. По завершении Квалификационного тура

12.1. По результатам Квалификационного тура судейская коллегия определяет TOP лучших команд, которые проходят в Финальный тур.

12.2. Все команды должны оставить роботов в зоне карантина до объявления списка команд, прошедших в Финальный тур.

12.3. Список команд, прошедших в Финальный тур, объявляется непосредственно перед началом первого периода отладки Финального тура.

12.4. Команды, не прошедшие в Финальный тур, должны покинуть зону состязания до начала периода отладки Финального тура.

13. Во время состязания запрещено:

13.1. Приносить сотовый телефон или проводные/беспроводные средства связи в зону состязания.

13.2. Приносить еду или напитки в зону состязаний.

13.3. Выносить компьютеры за пределы зоны состязания во время их проведения.

13.4. Использовать любые средства и способы связи во время состязаний. Лицам, находящимся за пределами зоны состязаний, также запрещено контактировать с участниками. Команды, нарушившие данное правило, будут дисквалифицированы и должны немедленно покинуть состязания. Если участникам необходимо связаться, то организаторы могут разрешить участникам команды общение с другими, но под контролем организаторов состязаний, или путем передачи записки по разрешению судей.

Обновлено : 06.03.2017 00:23:43