Данная страница содержит перевод правил международного этапа WRO! Правила российского этапа расположены в разделе ПРАВИЛА И РЕГЛАМЕНТЫ.

Общие правила WRO 2016

Рекомендации по изготовлению поля (на англ. яз.)

Макет покрытия поля 2362X1143 (PDF)

Макет покрытия поля 2430X1820 (PDF)

Описание задания

Футбол WRO стремится, где это возможно, воссоздать игру в футбол людей. Команды двое на двое, состоящие из автономных роботов, гонятся за мячом, излучающим инфракрасный свет, по полю размера WRO; их цель – забить противнику как можно больше голов.

Цели

Робототехника является прекрасной платформой для обучения навыкам, актуальным для 21 века. Решение робототехнических задач способствует развитию инноваций, творчества и навыков решения проблем в учащихся, и так как робототехника совмещает в себе несколько дисциплин учебной программы, то учащиеся должны приобретать и применять знания в области науки, техники, математики и компьютерного программирования. Наибольшую пользу при проектировании роботов приносит то, что учащимся весело, они работают вместе как одна команда, и обучение происходит так же естественно, как дышать воздухом.

Основные правила футбола WRO

В свете вышеизложенных целей данные правила будут соблюдаться неукоснительно:

1. Роботы должны быть построены и запрограммированы исключительно учащимися, принимающими участие.

2. Как и в футболе людей, решение судьи является окончательным. Счет матча остается неизменным при любых обстоятельствах, за исключением тех случаев, когда в счете допущены ошибки. Смотрите раздел 7.

3. Учащиеся и наставники должны придерживаться такого поведения, которое соответствует вышеупомянутым целям и не затрудняет проведение мероприятия.

4. Ценно не то, что вы выиграете или проиграете, а то, сколько вы узнаете.

Изменения в правилах

Как только выполнение задания текущего состязания футбола WRO покажется освоенным, то в правила следующего года будут внесены небольшие изменения. Командам не стоит ожидать, что они смогут использовать тех же самых роботов, программы или алгоритмы в следующих сезонах. Кроме того, это способствует тому, что новые команды будут мотивированы на участие, поскольку командам придется каждый год начинать с базового уровня. Это также позволит ежегодно вдохновлять учащихся на использование инновационного подхода при разработке решения задачи.

Поля для футбола WRO

Организаторы понимают, что поля для футбола WRO должны быть разными в виду ограниченного набора материалов и оборудования на местном уровне. Соблюдение размеров поля не является критичным для учащихся, которые хотят принять участие, пока они удовлетворяют требованиям. Вообще, в футбол WRO можно играть даже на покрытии, разложенном на полу класса! Данные правила намеренно предусматривают некоторую гибкость в выборе размеров и материала поля. В финале WRO будет использоваться официальное поле в полном соответствии со спецификацией. Если на местном уровне требуются изменения, то все участники должны быть проинформированы о них до дня соревнований.

Правила и регламент проведения

1. Команды

1.1. В составе команды должно быть два робота: либо вратарь и нападающий, либо два нападающих.

1.2. Замены роботов строго запрещены. Команда, заменившая роботов, будет отстранена от участия в состязании.

1.3. Команды также должны включать в себя двух или трех человек.

2. Счет

2.1. Гол будет засчитан, если мяч ударяется о заднюю стенку ворот, т.е. когда мяч полностью пересек линию ворот.

2.2. Команда, которая забила наибольшее количество голов, побеждает в матче.

2.3. Ничья засчитывается только в матчах группового этапа.

2.4. Штрафной гол присуждается только в том случае, если судья уверен в том, что мяч явно катился в ворота и ударился об обороняющегося робота, который частично находился за линией внутренней части ворот.

2.5. Автоголы засчитываются как голы в пользу противника.

3. Длительность матча

3.1. Матчи состоят из двух таймов по 5 минут.

3.2. Командам дается максимально 5 минут между таймами для отладки конструкции и программы роботов.

3.3. Таймер будет производить непрерывный отсчет времени без каких-либо пауз в течение матча.

3.4. Судья может объявить перерыв, для того чтобы пояснить пункт правил или разрешить починить робота, который был поврежден в результате перетаскивания или столкновения. Смотрите раздел 7: Пояснение правил.

3.5. Ответственность за присутствие перед началом матча лежит на командах. Команде будет начисляться штрафной гол за каждую минуту отсутствия, вплоть до 5 минут.

3.6. Если время позволяет, то финальные игры могут проводиться с таймами по 10 минут.

4. Проведение матча

4.1. В начале матча судья будет бросать монетку. Команда, выигравшая жребий, может выбрать, в начале первого или второго тайма делать первый удар.

4.2. Команда, которая делает первый удар, должна сделать удар по мячу, находящемся в центре поля.

4.3. Все остальные роботы должны находиться некоторой своей частью внутри штрафной площадки, которую они защищают.

4.4. Команда, делающая первый удар, размещает своих роботов первой. Изменение положения роботов после их первоначального размещения запрещено. Команда, не разыгрывающая мяч, размещает своих роботов второй.

4.5. Матч начинается по команде судьи. Все роботы должны быть немедленно запущены.

4.6. Роботы, которые стартовали до команды судей, будут удалены с поля на одну минуту.

4.7. Роботы, которые отсутствуют на поле или стартовали с задержкой, объявляются "поврежденными" и удаляются с поля на одну минуту.

4.8. Если забит гол, то команда, пропустившая гол, делает первый удар для продолжения игры.

4.9. Если два робота-противника сцепились друг с другом, то судья может разделить их минимальным движением.

4.10. Судья немедленно объявляет "Проталкивание", как только робот использует большее усилие для "проталкивания" мяча в направлении ворот. После этого судья размещает мяч в центре поля, и матч продолжается без остановки. Если судья объявил "Проталкивание" и забивается гол, как прямой результат «проталкивания» мяча роботом, то гол не будет засчитан.

4.11. Капитаны команд не могут прикасаться к роботам без разрешения судей. Любой робот, которого держат в руках, объявляется поврежденным.

4.12. Если мяч ударяется о заднюю стенку за пределами ворот, игра не будет остановлена, и мяч непосредственно возвращается в центральную точку поля. Если это место занято роботом, то мяч будет помещен как можно ближе, но не прямо перед роботом.

4.13. Если оба робота обороняющейся команды находятся в своей штрафной площадке, и их действия расцениваются как влияющими игру, судья объявляет "Двойная оборона" и перемещает в центр поля робота, оказывающего наименьшее влияние на игру. Вратарь не должен быть тем роботом, который перемещается в этой ситуации.

5. Рестарт

5.1. "Рестарт" объявляется в том случае, если мяч оказался застрявшим между несколькими роботами в течение разумного периода времени и не имеет никаких шансов освободиться, или, если робот не имеет никаких шансов приблизиться к мячу за разумный период времени. В качестве "разумного периода времени" принимается любой период времени длительностью до 15 секунд.

5.2. Любые застрявшие роботы должны быть немедленно перемещены в свою штрафную площадку. Часть робота должна находиться внутри штрафной площадки.

5.3. Роботов можно не выключать и держать за ручку.

5.4. Судья запустит мяч с места в центре длинной стены поля по направлению к центру поля.

5.5. Роботов можно отпустить, как только мяч покинет руку судьи.

5.6. Любой робот, который не может стартовать немедленно, будет объявлен "поврежденным"

5.7. Любой робот, который отпущен прежде, чем мяч был выпущен, будет удален с поля на одну минуту.

6. Поврежденные роботы

6.1. Робот будет объявляться судьей поврежденным, если он имеет серьезные поломки, движется неправильно (например. Правило 12) или не реагирует на мяч.

6.2. Игроки могут убрать роботов с поля, как только судья даст разрешение после запроса капитана команды. Такой робот будет расцениваться как поврежденный.

6.3. Поврежденный робот должен оставаться вне поля в течение одной минуты или до забитого гола.

6.4. Поврежденный робот должен быть отремонтирован, прежде чем он должен быть возвращен на поле. Если робот не восстановлен или не может быть восстановлен, то он будет удален до конца матча.

6.5. Поврежденный робот может быть возвращен на поле только после разрешения судьи. Робот должен быть помещен в штрафную площадку своей команды, и в таком положении, которое не дает роботу явное преимущество, т.е. не в направлении мяча.

6.6. Если робот переворачивается по своей собственной вине или в результате столкновения с роботом своей команды, то он будет считаться поврежденным.

6.7. Если робот переворачивается в результате столкновения с роботом противника, он не будет расцениваться как поврежденный и может быть поставлен судьей, и матч должен продолжаться.

7. Разъяснение правил

7.1. Во время матча решение судьи является окончательным.

7.2. Если противника требуют разъяснения правил, то они должны сделать это немедленно, попросив "Судейского перерыв". Таймер матча будет остановлен.

7.3. Если капитан команды не удовлетворен объяснением судьи, то он может просить обратиться к главному судье состязания.

7.4. Тренеры не должны быть вовлечены в любое обсуждение правил.

7.5. Видеозаписи не принимаются к рассмотрению.

7.6. После того, как главный судья состязания и судья матча пришли к единому решению, дальнейшие обсуждения не принимаются.

7.7. Любое дальнейшее возражение приведет к вручению желтой карточки, и далее красной карточки, если капитан команды или тренер продолжит возражать.

7.8. Красная карточка приведет к тому что, этот человек обязан покинуть зону соревнований до конца состязания.

7.9. Главному судье состязания может потребоваться внести изменения в правила в виду местных условий или обстоятельств проведения состязания. Участники будут уведомлены об этом при первой же возможности.

8. Характеристики робота

8.1. Конструирование и программирование роботов должны осуществляться исключительно учащимися.

8.2. Роботы должны быть собраны только с использованием деталей фирмы LEGO.

8.3. Контроллер, двигатели и датчики, используемые для сборки роботов должны быть из наборов LEGO® MINDSTORMS и HiTechnic (один инфракрасный датчик V2 HiTechnic, один датчик цвета HiTechnic и один датчик-компас HiTechnic).

8.4. В роботах можно использовать только один ультразвуковой датчик NXT или EV3. Датчик должен быть размещен в задней части робота и обращен направо.

8.5. Роботы должны использовать ультразвуковые показания, только когда они направлены в сторону собственных ворот, или в случае вратаря датчик должен быть направлен на ворота, которые он защищает. Если будет обнаружено, что робот умышленно создает помехи в ультразвуковые показания других роботов, то потребуется перевести ультразвуковой датчик в отключенное состояние.

8.6. Оргкомитет WRO рекомендует использовать образовательные версии наборов Lego Mindstorms в виду расширенного сервиса, предоставляемого дистрибьюторами LEGO Education.

8.7. LEGO детали не могут быть модифицированы никоим образом.

8.8. Использование других материалов в конструкции не разрешено, в том числе клея, клейкой ленты, винтов и т.д.

8.9. Омниколеса готовой сборки не разрешены.

8.10. Кабельные стяжки или лента могут быть использованы для укрепления проводов.

8.11. В качестве программ управления допустимо использовать программное обеспечение LEGO® MINDSTORMS ™ EV3 или LEGO® MINDSTORMS ™ NXT.

8.12. Программирование на языке C не допускается.

8.13. Роботы будут измеряться в вертикальном положении, при этом они не должны ни на что опираться и их подвижные части должны быть максимально выдвинуты.

8.14. Робот в вертикальном положении должен помещаться в вертикально расположенный цилиндр диаметром 22 см.

8.15. Высота робот должна составлять менее 22 см.

8.16. Вес роботов должен составлять не более 1 кг.

8.17. Если у робота есть часть, которая может выдвигаться в двух направлениях, то он должен быть проверен во время работы этой части. При этом робот не должен касаться измерительного цилиндра.

8.18. В конструкции роботов необходимо предусмотреть ручку, за которую судьи смогут их легко взять. На данную ручку не распространяются ограничения по высоте робота. Ручки могут быть сделаны из любых деталей, не обязательно LEGO.

8.19. Участники соревнований должны оформить своего робота (обозначить метками, украсить) так, чтобы была видна принадлежность роботов к одной команде. Это не должно влиять на игровой процесс. Оформление робота также не подпадает под ограничение по высоте.

8.20. Раскраска роботов или излучаемый ими свет не должны мешать работе датчиков других роботов.

9. Сборка робота

9.1. Правила WRO требуют, чтобы конструкции всех роботов подлежали сборке в течение периода сборки в день соревнований.

9.2. Все детали для робота должны быть отсоединены друг от друга и находиться в их начальном состоянии (все детали отдельно) на начало периода "сборки". Например, шина должна быть отделена от обода колеса до момента начала сборки робота.

9.3. При сборке робота нельзя пользоваться инструкциями, как в письменном виде, так и в виде иллюстраций.

9.4. Команды могут сделать программу заранее.

9.5. Роботы могут быть модифицированы во время "открытия мероприятия" или периода состязания. т.е. нет карантина до или между матчами.

9.6. Участники несут ответственность за то, чтобы робот соответствовал требованиям правил в течение всего периода состязания. Если после матча выяснится, что робот не соответствовал правилам, то очки, начисленные команде в матчах с участием такого робота, будут аннулированы.

9.7. Роботы должны быть помещены в карантин на ночь и оставаться в зоне состязания до тех пор, пока их участие в состязании не будет завершено.

9.8. Роботы должны быть спроектированы с учетом возможных неровностей поверхности высотой до 5 мм и наклона.

9.9. Команды должны проектировать и программировать своих роботов, принимая во внимание изменения в освещении, интенсивности мяча и магнитных условиях, так как они могут отличаться друг от друга в различных местах проведения, и меняться с течением временем.

10. Управление роботом

10.1. Роботы должны работать автономно.

10.2. В роботах должен быть предусмотрен ручной запуск.

10.3. Использование пульта дистанционного управления любого рода не допускается.

10.4. Роботы должны быть способны двигаться в любом направлении.

10.5. Коммуникация между роботами по каналу Bluetooth является приемлемой до тех пор, пока это не мешает работе других роботов.

10.6. Должна быть предусмотрена возможность отключения коммуникации между роботами по требованию судьи.

11. Ведение мяча

11.1. Зона захвата мяча – это любое внутреннее пространство, определяемое в результате прикладывания вертикальной поверхности к выступающим частям робота.

11.2. Мяч не может проходить в зону захвата мяча более чем на 2 см.

11.3. Робот не может «удерживать» мяч. Удерживать мяч значит полностью завладеть мячом, исключив любую свободу его движений. Примерами являются фиксация мяча в конструкции робота, укрытие мяча роботом или его блокирование любой частью робота. Если мяч перестает вращаться во время движения робота, или мяч не отскакивает при попадании в робота, то это хороший показатель, что мяч блокирован.

11.4. Не разрешается удерживать мяч под роботом, другими словами ни одна из частей робота не может нависать над мячом более чем на половину диаметра мяча.

12. Вратари

12.1. Если команда использует вратаря, то он не может быть ограничен в движениях и перемещаться только в одном направлении на поле. Он должен быть запрограммирован на движение во всех направлениях.

12.2. Вратарь должен реагировать на мяч, двигаясь вперед, для того, чтобы перехватить мяч до того, как он попадет в ворота. При необходимости, робот-вратарь может выходить некоторой частью за пределы штрафной площадки (45 см от ворот).

12.3. Не допускается реакция на мяч в виде движения в сторону, а затем вперед.

12.4. Если робот-вратарь не реагирует на сигналы мяча движением вперед, то этот робот считается «поврежденным» (Раздел 6).

13. Аутентификация работ учащихся

13.1. Учащиеся должны будут объяснить принцип работы своих роботов в ходе опроса, чтобы убедиться в том, что сборку и программирование роботов они осуществили самостоятельно.

13.2. Учащиеся должны будут ответить на вопросы касаемо их участия в подготовки.

13.3. Учащимися должно быть продемонстрировано полное понимания программы.

13.4. Ожидается, что организаторы турнира проведут опрос до начала мероприятия.

13.5. Если экспертная комиссия установила, что наставник оказал существенную помощь или работу над роботами преимущественно произвели не учащиеся, то команда будет дисквалифицирована с турнира.

14. Отбор в Финал

14.1. Во время кругового этапа командам будут начисляться три очка за победу, одно очко за ничью и 0 очков за поражение.

14.2. Команды будут отобраны для финала на основании следующих критериев:

  • Набранные очки
  • Забитые голы
  • Разница голов
  • Победитель в матче между двумя командами, у которых одинаковая позиция по предыдущим критериям
  • Наиболее сильный противник, определяемый по командам с наиболее высоким рейтингом в своей группе

15. Ничья в плей-офф

15.1. Если в финальном матче окажется равный счет, то матч не останавливается, и игра продолжается до первого гола.

15.2. Если гол не забит по истечении 3 минут дополнительного времени, то будут удалены вратари, в случае двух нападающих, команда может выбрать робота, который будет удален.

15.3. Если гол не забит по истечении еще 3 минут, то будет награждена команда с наиболее высоким рейтингом по итогам квалификационного тура.

16. Поле для футбола WRO

16.1. Официальное игровое поле для футбола WRO имеет размеры 1 830 мм х 2430 мм. Организаторы, по желанию, могут использовать на местном уровне поле Основной категории размером 1143 мм х 2362 мм или любого другого промежуточного размера.

16.2. Официальным покрытием будет служить зеленый ковер. Рекомендуется использовать уличный или фабричный ковер 3-5 мм толщиной, темно-зеленого цвета. Размер волокон ковра должен составлять менее 10 мм. Ковер должен возвращать значение 3 или выше при использовании датчика цвета EV3 в режиме измерения интенсивности отраженного света.

16.3. На ковре будут обозначены штрафные площадки, отмеченные черными линиями толщиной 2,5 см, причем внутренняя граница линии совпадает с границей внутренней части ворот. Линяя штрафной площадки начинается от штанги.

16.4. В центре поля будет обозначена область круглой формы, радиусом 2,5, окрашенная в черный цвет. Смотрите Приложение, содержащее предложения по изготовлению поля.

16.5. Если требуемого ковра нет в наличии, то организаторы могут использовать на местном уровне пластиковое или баннерное покрытие.

field_football.png

16.6. Поле должно размещаться на деревянном или пластиковом столе или на полу. Если поле располагается на полу или на столе с металлическими опорами, то необходимо проверить магнитные условия.

16.7. В более широких полях организаторы мероприятия могут использовать наклоны размерами 30 см х 1 см вдоль бортов как в полях GEN II, если это позволит, на их взгляд, улучшить условия проведения игры. Наклоны нужны для того, чтобы мяч мог скатиться с вершины наклона к центру поля. Высота наклонов может варьироваться в зависимости от конструкции поля. На международном этапе WRO наклоны будут использоваться.

16.8. На местном уровне организаторы мероприятия должны информировать участников о любых изменениях в размерах и спецификации полей до начала мероприятия.

16.9. Матовые черные стены размещены по всем краям поля, в том числе за воротами.

16.10. Стены должны быть минимум 10 см высотой над уровнем поверхности поля.

16.11. Стены и ворота должны быть изготовлены из фанеры или сосны толщиной минимум 5 мм, поскольку они должны выдерживать давление роботов и эффективно отражать ультразвуковые сигналы.

16.12. Ширина ворот составляет 45 см.

16.13. Задняя и боковые стенки внутри ворот окрашены в лазурно голубой цвет R: 80 G: 200 B: 250. На дне ворот находится темно-зеленый ковер. Внешние стенки ворот окрашены в матовый черный цвет.

16.14. Глубина официальных ворот составляет 7,5 см, причем задняя стенка ворот совпадает с бортом поля. Местные организаторы могут расположить отдельно собранные ворота задней стенкой перед бортом поля.

16.15. В зависимости от конструкции поля ворота могут быть смещены внутрь поля на 7,5 см - 8 см, чтобы учесть толщину задней стенки ворот.

16.16. Ворота будут иметь черную перекладину на высоте 14 см над поверхностью поля.

16.17. Команды должны быть готовы к калибровке своих роботов в соответствии с условиями освещения и магнитных условий в месте проведения мероприятия. Организаторы постараются обеспечить максимально низкий уровень ИК излучения и расположить футбольные поля вдали от источников магнитных полей, таких как проводка под полом и металлические предметы. Однако иногда этого нельзя избежать.

17. Мяч WRO

17.1. В игре должен использоваться сбалансированный электронный мяч диаметром 7,4 см.

17.2. На всех официальных турнирах WRO будет использоваться инфракрасный электронный мяч фирмы Hitechnic (IRB 1005) в режиме импульсного излучения - MODE D (pulsed).

18. Кодекс поведения

18.1. Тренеры не допускаются в зону соревнований для какого-либо инструктажа и консультации участников во время соревнований. Компьютеры команд должны находиться в зоне соревнований во время проведения турнира.

18.2. Повреждение игровых столов, материалов или роботов других команд может привести к дисквалификации команды.

18.3. Команды не могут использовать опасные предметы или такие нормы поведения, которые могут создать или вызвать помехи для проведения соревнований.

18.4. Неприемлемые слова, свист и/или поведение по отношению к другим участникам команды, других команд, зрителей, судей или сотрудников не допустимы. В этом случае могут быть вручены желтые и красные карточки.

18.5. Наличие сотового/мобильного телефона или средств проводной/беспроводной связи в зоне соревнований запрещено и приводит к вручению желтой, а затем красной карточки, если такое повторяется.

18.6. Любая ситуация, которая может расценена судьей как помеха или неуважение духа миссии WRO, не допустима.

18.7. Ожидается, что все участники, учащиеся также, как и наставники, будут уважать миссию WRO.

18.8. Судьи и должностные лица будут действовать в соответствии с духом мероприятия.

18.9. Важно не то, выиграете вы или проиграете, а то, сколько нового вы для себя узнаете.

Обновлено 11:26 25.01.16